Ребёнок оказался в кресле стоматолога, который с улыбкой спрашивает, какую малыш выберет пломбу: клубничную или банановую. Малыш хмурит брови – выбор не из лёгких! Через несколько секунд выносит вердикт – клубничную! Страх отступает, и единственное, что теперь занимает малыша, – вкус той самой пломбы, который теперь отчётливо чувствуется во рту.
В детстве Екатерина Митева сама боялась стоматологов – вплоть до седьмого класса. Отношение к представителям этой профессии изменилось в одночасье – она попала в руки профессионала, который безболезненно вылечил зуб и, возможно, сам того не зная, подарил девочке мечту стать стоматологом. После школы Екатерина поступила в ВГМУ имени Бурденко, который закончила в 2008 году. Дальше была интернатура и специализация, а в 2011 году Екатерина Александровна пришла на работу в детскую стоматологическую поликлинику Старого Оскола, где трудится по сей день.
«Главное в нашем деле – найти подход к ребёнку, показать, что ты его друг, суметь договориться. Это не взрослый человек, который будет выполнять всё, что ему скажешь, – рассказала Екатерина Митева. – Дети очень боятся, когда видят перед собой доктора в костюме, маске и колпаке, который держит в руках непонятный инструмент. Что говорить, не у каждого взрослого получается сохранять спокойствие».
Екатерина Александровна сразу на первом приёме старается вовлечь маленького пациента в процесс лечения как в новую интересную игру. Важно при этом объяснить, какую процедуру доктор будет проводить, какие инструменты и приборы будет использовать. Если ничего не пояснять, испуг укоренится и перейдёт в стойкое отторжение.
Врач советует не обманывать детей перед походом к стоматологу, не говорить, что доктор только посмотрит. Не только посмотрит, и ребёнок должен быть к этому готов.
«Я всегда предварительно проговариваю каждое своё движение: вот сейчас я побрызгаю, сейчас подую феном (бормашиной), а теперь возьму щипцы или ватку, – поделилась врач. – Стараемся успокоить ребёнка сказками, прибаутками. Родителей готовим к тому, чтобы они поощряли деток за смелость. Только если пообещали что‑то – обязательно выполните. Детское доверие легко подорвать».
Ни в коем случае нельзя запугивать малыша: будешь плохо чистить зубы – пойдём к стоматологу. Необходимо установить правильную причинно-следственную связь: будешь плохо чистить зубы – они заболят, и нам придётся идти к доктору. Тогда ребёнок поймёт, что стоматолог – добрый волшебник, который помогает решить проблемы. В кабинете врача мамам и папам разрешают находиться рядом с пациентом во время лечения. Когда близкий человек рядом, ребёнок чувствует себя гораздо спокойнее.
Впервые малыш должен пройти плановый осмотр у врача, когда ему исполнится год. Если в дальнейшем родители не заметят отклонений в развитии зубов и челюстей, то следующий визит можно провести уже в два года, затем – каждые полгода или в зависимости от состояния зубов маленького пациента.
Бытует мнение, что молочным зубам не стоит уделять должного внимания, ведь они всё равно сменятся на коренные. Но врач с этим категорически не согласна. Зубы меняются в определённом возрасте, а не тогда, когда разрушились от кариеса и выпали. Чтобы в дальнейшем не было проблем, патологии прикуса или смещения зубов, за ними нужно следить и ухаживать систематически.
«С года нужно приучить ребёнка чистить зубы два раза в день. При необходимости можно использовать гели для пропитки зубов с кальцием и фосфором, – рассказала Екатерина Александровна. – Нельзя забывать о том, что малыш не сможет хорошо почистить зубы сам. Родители должны контролировать этот процесс, показывать пример, чтобы ребёнок повторял движения старших и вырабатывал навыки чистки зубов с малых лет».
Лечение зубов у детей начинается с аппликационной анестезии, после этого проводится обезболивание зуба при помощи инъекции. Если малыш склонен к аллергии, то без пробы на анестетики такой укол делать нельзя. Но если кариес лечить вовремя и не допускать осложнённых форм, ребёнок не почувствует боли и в следующий раз с радостью вернётся в кабинет врача.
«Я радуюсь, когда понимаю, что сделала всё, что от меня зависело, и смогла помочь, – отметила стоматолог. – Главные качества детского стоматолога – терпение, понимание, умение находить общий язык с детьми, ну и, конечно же, искренняя любовь к ним».
Достояние любого медицинского учреждения – его коллектив. Медперсонал детской стоматологической поликлиники качественно выполняет свои обязанности и с огромным желанием оказывает помощь маленьким пациентам. Главный врач поликлиники Елена Веременко поздравила своих коллег с профессиональным праздником – Днём стоматолога.