Эти странные женщины выходят на улицы и идут кормить кошек зимой и летом, в снег и дождь, рано утром и поздно вечером. У каждой десяток, а то и поболее подопечных. А дома, кроме своих, по несколько подобранных, которых они лечат, кормят, пристраивают в добрые руки.
Познакомилась я с зооволонтёрами 2,5 года назад, когда у меня пропал мой белый кот. С тех пор имею возможность видеть, как самоотверженно и бескорыстно эти люди помогают бездомным кошкам и собакам. И до глубины души меня поражает, как просто домашние становятся бездомными с лёгкой, но безжалостной человеческой руки.
Светлана Алмазова и Татьяна Дорохина живут в микрорайоне Дубрава. У обеих дома по три кошки. А познакомил их… загулявший кот. Светлана Васильевна переехала в Старый Оскол из Норильска в 2009 году и своего кота привезла с собой. Здесь, как и на родине, подкармливала кошачье население. Татьяна Николаевна – местная жительница. Как‑то шла с работы и увидела, что Светлана кормит кота, когда‑то жившего возле её дома.
«Иду, вижу – мой котик, которого я считала пропавшим, возле незнакомой женщины трётся, в глаза ей заглядывает, – рассказала Татьяна. – В моём дворе всех кошек я на тот момент стерилизовала, а его не успела, видимо, убежал в поисках невест. Я подошла познакомиться и предложила Светлане помощь в стерилизации кошек. Она согласилась. Так мы и подружились».
Татьяна и Светлана сотрудничали с местным фондом помощи бездомным животным «Умка», через него собирали деньги на стерилизацию, прививки, лечение. Кстати, во всех официальных зооволонтёрских группах сбор финансов идёт через кураторов, в интернет выкладывают чеки, рецепты с подписями и печатями врачей, результаты обследований.
«Зарплаты у нас маленькие, особо не разбежишься, – сказала Светлана. – Если бы не «Умка», «4 лапы» и другие добрые люди, мы бы и половины не сделали. У нас один раз 15 тыс. рублей ушло на лекарства кошечке. «Умка» помогла сделать сбор. Но всё равно мы кормим и лечим животных частенько за свой счёт. Денег не жалко, удручает нескончаемый поток подопечных. Стерилизуешь пару кошек, вылечишь, дом найдёшь, выдохнешь с облегчением. А через несколько дней – новый напуганный подкидыш появляется, и надо всё начинать снова. Соседи относятся к ним по‑разному. Одни могут пнуть и прогнать. Ну, не любите вы кошек, так пройдите мимо, зачем обижать? И доводы какие‑то абсурдные – от кошек блохи разводятся, на их корм мыши и крысы прибегают. Один сказал, что кошки залезают под капот, чтобы там ходить в туалет. Но это противоречит физиологии кошачьих. Под капот они залезают, чтобы поспать в тепле. А есть люди, которые приносят еду, чтобы мы угостили кошек».
Татьяна и Светлана, когда идут кормить своих подопечных, несут с собой и пищу, и мисочки, которые собирают на обратном пути. Оставляют только небольшие ёмкости с водой. Некоторые люди бросают бездомным животным рыбные и куриные головы, кости. Это малосъедобные отходы, которые потом валяются на улице, вызывая справедливое негодование. Но к зооволонтёрам такие бездумные деятели отношения не имеют.
«Все наши подопечные кошки стерилизованы и привиты от бешенства – спасибо выездным бригадам городской ветлечебницы, – отметила Светлана. – Всех регулярно обрабатываем от блох и глистов. Было бы побольше денег, мы бы от вирусных прививали, но это очень дорого стоит».
Кроме финансов у волонтёров есть и другая проблема – дефицит временных передержек, где можно было бы разместить кошку в тепле и безопасности на сутки после прививки, на пять дней после стерилизации или подольше – на время острого периода при вирусных и других болезнях, когда нужна временная изоляция от сородичей. Как рассказали Светлана Алмазова и Татьяна Дорохина, знакомые волонтёры живут практически в каждом микрорайоне.
«Придёшь в гости, а у подруги кухня закрыта – сидит больной кот, ванная закрыта – больная кошка, комната закрыта – несколько только подобранных котят, которых надо кормить отдельно от взрослых, – рассказали мои собеседницы. – Ну, с ума же сойдёшь так жить! Но ничего, живут. И мы тоже».
Больше всего волонтёрам хочется, чтобы им не мешали. Не нападали на животных. Не прогоняли. Не травили. Ведь на улице звери оказываются не сами по себе.
Зооволонтёр Елена живёт в микрорайоне Королёва. Помогает бездомным кошкам уже более пяти лет. Она, Светлана Алмазова, Татьяна Дорохина, Татьяна Косарева и Галина Калинина – это костяк небольшой группы оскольчан, которых объединила любовь к животным и готовность им помочь.
«Из десяти уличных восемь – бывшие домашние, – поделилась наблюдением женщина. – Взрослые, котята, порой целые семейства выгоняют на улицу. Осенью нашли коробку, заклеенную скотчем, а в ней двух вислоухих кошек и шесть котят. Даже порода не спасает от предательства. Такие животные, как правило, ухоженные, тянутся к людям, на руки лезут, в глаза заглядывают с надеждой, что их сейчас спасут, из уличного ада заберут домой – в тишину, сытость и безопасность. Часть из них в сильном стрессе, прячутся, но всё равно понятно, что выросли рядом с человеком и снова хотят стать домашними. Чисто уличных, по‑настоящему диких, очень мало. В моём дворе шесть кошек и котов – все стерилизованные, уже лет пять тут нет «своих» котят. Если появляются, то это выброшенные людьми».
Кошки живут, где придётся. Летом им, конечно, раздолье. Зимой выручают подвалы. Однако сейчас всё больше продухов забиты, заварены, закрыты. Коммунальщики уверяют, что кошки разводят блох, гадят и обдирают с труб теплоизоляцию. Тот факт, что кошки – природные уничтожители крыс и мышей, увы, не является аргументом. В других странах проблему бездомных животных решают усилиями всего сообщества – через просвещение населения, госпрограммы, сотрудничество разных структур.
«Занимаясь бездомными животными, я поняла, что часть их вполне может жить на улице, – сказала Елена. – Было бы тёплое укрытие от дождя и снега да присмотр. Я читала, в каком‑то городе ЖЭУ выделило место в подвале, огородили сеткой, чтобы кошки везде не лазили, и дали в эту часть доступ ответственным жильцам. Кошки все стерилизованы и привиты, ничего не дерут, пользуются лотками и даже в этом «вольере» умудряются ловить мышей».
За пять с лишним лет активной работы эта группа зооволонтёров вместе с помощниками вылечила, стерилизовала и пристроила в добрые руки более 500 кошек. Так доброта, неравнодушие и готовность прийти на помощь делают невозможное – преданные своими владельцами животные снова становятся домашними и любимыми.