Жительница Хорошилова отпраздновала 13 июня 90-летие. Глядя на энергичную, жизнерадостную, добродушную, с лучистыми глазами Клавдию Ушакову, и не думается о её солидном возрасте.
Небольшое село стало для Клавдии Акимовны родным более полувека назад. Вышла замуж за хорошиловского парня и переехала в его дом. А родилась и выросла наша героиня в Архангельском. Прошло 29 лет, как не стало супруга Ивана. Но все эти годы Клавдия Ушакова не оставалась без внимания и помощи близких людей. И сейчас она не живёт в одиночестве.
Недавно к ней из города переехали внучка Наталья Хлопянкина вместе с мужем Владимиром, которые сделали в доме бабушки ремонт. Молодые люди приняли решение остаться жить в деревне. Тем более, что их малышу нужен свежий воздух. У Натальи сыночек Иван появился на свет незадолго до дня рождения бабушки, 4 июня.
«Правнук – это подарок к моему юбилею», – с улыбкой отметила Клавдия Ушакова, когда мы наведались к ней в гости.
С подарками и добрыми пожеланиями к имениннице приехали начальник управления Архангельской сельской территории Владимир Черников, заместитель председателя Совета ветеранов округа Михаил Некрасов и председатель первичной ветеранской организации Михаил Медведев.
«Уважаемая Клавдия Акимовна! Поздравляем вас с днём рождения, с вашим замечательным юбилеем, – обратился к виновнице торжества Владимир Черников. – Желаем вам крепкого здоровья, долгих лет жизни. Чтобы дети, внуки и правнуки вас всегда радовали. Спасибо за ваш труд – и низкий вам поклон».
Значимое событие своей жизни юбилярша встречала с бодрым настроением и доброй улыбкой. Хотя перенесла она много трудностей и испытаний: опалённое огненным лихолетьем детство, послевоенная юность, многолетний непосильный труд от зари до зари.
Несмотря на преклонный возраст, труженица тыла до сих пор помнит всё, что пришлось пережить и выдержать. У родителей Клавдии детей было семеро: пять дочерей и два сына. Отец с матерью трудились в колхозе, а Клаве как самой старшей приходилось помогать им дома по хозяйству, присматривать за младшими.
«Война началась, отца забрали на фронт. Помню, провожали мы его осенью, у нас ещё капуста в огороде не убрана была, – начала свой рассказ долгожительница. – Страшное время было, когда немец к нам пришёл. Школу, храм в деревне – всё разбомбили. Учились мы по хатам, одна книга на весь класс. Мы даже тетради делали из бумаги, в какой нынче уголь древесный продают».
Вспоминает Клавдия Ушакова, как в полях оставались хлеба и стояли сложенные в кучу скирды соломы. Немцы гоняли селян молотить зерно, но и домой немного разрешали брать. Мама Клавдии вместе с дедушкой Тихоном тоже ездили в поля. Один раз положили мешок зерна на салазки, сверху застелили соломой и поехали домой. На дворе тогда зима стояла. Спускаться пришлось по крутому склону, мама моей собеседницы не смогла удержаться, поскользнулась и сломала руку. Вместо неё в поле вместе с дедушкой стала ездить 12-летняя Клава.
Когда налетали фашистские самолёты, приходилось девчушке с мамой, младшими братьями и сёстрами, бабушкой и дедушкой в погребе прятаться. Иной раз убегали в яр, где были выкопаны окопы. И по сей день стоит перед глазами у Клавдии Ушаковой жуткая картина, как в небе над ними кружит вражеская авиация.
При наступлении немцев в сторону Шаталовки бежала семья Клавдии из Архангельского в Дмитриевку, где жили у знакомых матери. А когда наши солдаты освободили сёла, все вернулись домой.
«У нашей соседки в хате была полностью разрушена от бомбёжки стена, в нашем доме – окна повыбиты. Мама печь натопила, соломы постелила, и мы с ребятишками на неё залезли и спали там, – рассказала Клавдия Акимовна. – Образования у меня всего восемь классов, больше нигде не училась. В 18 лет уехала по вербовке работать на Урал. И грузчиком была, и стрелочницей – поезда пропускала. Домой вернулась лишь в 1956 году, пошла в колхоз».
17 лет дояркой на ферме проработала, ещё и за телятами ухаживала. Трудилась, пока колхоз не развалился. За парня из Хорошилова Клавдию сосватала родная сестра, которая жила в том селе. Клава часто ходила к ней в гости проведывать. Как‑то пришла, а сестра ей и сказала: «Пойдёшь замуж за вдовца Ивана Тимохина?» (так его по двору называли). Клава‑то о нём и знать ничего не знала. Боялась, вдруг, как многие сельские мужики, выпивохой окажется. Те частенько за этим делом собирались.
«Сначала ответила: «Не пойду». Но потом, когда с Иваном познакомились, всё изменилось. Вышла замуж, у него уже двое детей было. Одна дочь только во второй класс ходила, другая в третий. Я их выхаживала. А потом у нас родилась дочь Маша. Когда ей восемь месяцев исполнилось, пошла работать. Надо было детишек кормить, одевать, обувать, – поделилась своими жизненными перипетиями долгожительница. – Муж оказался на все руки мастер. Он и плотником был, и трактористом, и комбайнёром. Пять лет моряком на крейсере в Севастополе служил. 22 года мы с ним прожили».
Не забудет Клавдия Акимовна свою первую получку. Было это до замужества. Они с братом, когда на ферме начинали, работали за «палочки». Потом уже стала зарплата 20 копеек и больше. Первую получку сложили и купили маме телевизор, так все соседи ходили к ним его смотреть.
Как передовой доярке председатель колхоза выделил Клавдии путёвку на три недели в Ялту. А стоила она по тем временам 125 рублей. Была на экскурсиях в Севастополе, Симферополе. Незабываемые впечатления получила от поездки по канатной дороге в Ялте. Правда, таких счастливых и беззаботных моментов было в судьбе моей собеседницы немного. Но она на жизнь не жалуется. Говорит, счастливо её прожила. У Клавдии Ушаковой трое детей, шесть внуков и уже восемь правнуков. Все без исключения поздравили её с юбилеем.