Один из котовцев, Антон Базаров, обратился за помощью к журналистам и к депутату местного Совета Эдуарду Журналёву. Мы выехали на место и встретились с сельским жителем на улице Центральной.
«Полтора года назад на въезде в Котово установили знак, запрещающий движение большегрузам, – рассказал Антон Анатольевич. – Он не простоял и 30 дней. Неизвестные его погнули, а затем просто унесли. С тех пор мы живём, кажется, на самой оживлённой трассе Старооскольского округа. В один из дней я насчитал 115 фур. А ведь эта улица единственная, по которой люди идут к остановкам, в школу и детский сад».
Пока он это говорил, мимо нас успели проехать пять фур, гружённых щебнем, песком и другими стройматериалами. И только у одной из них были номера Белгородской области. Остальные, видимо, прибыли из Липецка, Воронежа, Курска, Москвы или возвращались обратно. По словам Антона Базарова, это далеко не полный список регионов, большегрузы которых курсируют по дорогам села.
«Машины редко едут в одиночку, в основном колоннами, – заметил житель. – На развилке у Незнамова многие из них направляются в сторону Котла. Я так думаю, что водители тем самым обходят весовой контроль, который находится в селе Каплино. Видимо, идут с перегрузом и не хотят платить штрафы. А в результате страдают котовцы и незнамовцы. Грузовики разрушают наши дороги. Из‑за них детям опасно идти в школу и садик. Прошлой осенью одного мальчика, ехавшего на велосипеде, машина чуть не сбила. Ребёнок испугался и упал на щебёнку».
Тем временем к нам подошли жители Центральной улицы Тамара Дюкарева и Зоя Селютина. Она также посетовали на засилье тяжёлого транспорта на дорогах.
«До церкви не дойти, по улице нормально не пройти, – сказали пенсионерки. – Летом, как тепло будет, окна откроешь и вовсе не заснёшь – шум от грузовиков такой, что в домах всё трясётся. Эту проблему нужно как‑то решать».
Начальник управления Котовской сельской территории Александр Рудаков в курсе ситуации. Жители не раз ему жаловались на большегрузы.
«Действительно, многие грузовики едут через Котово в обход весового контроля, – согласился Александр Михайлович. – Жалко наши дороги, хочется, чтобы они прослужили дольше. И жители должны чувствовать себя в безопасности. Для решения проблемы нужно у нас поставить пост весового контроля, например, на границе сёл Котово и Терехово. Там очень удобное место, есть возможность безопасно останавливать большегрузы. Соответствующее письмо я уже отправил в областное управление дорог».
Александр Рудаков затруднился ответить, когда именно появится пост весового контроля в Котово. С этим вопросом я обратился в управление дорожного хозяйства и транспорта Белгородской области.
«В Старом Осколе на постоянной основе работает один из четырёх мобильных постов весового контроля. Сейчас он контролирует движение большегрузов на дороге 1–1 (Старый Оскол – ОЭМК) со всеми её ответвлениями. Недавно находился на трассе Владимировка – Обуховка. В скором времени должен будет приехать в Котово», – отметил заместитель начальника отдела весового контроля транспортных средств управления Евгений Кальницкий.
Однако Евгений Александрович не уверен, что мобильный пост полностью решит проблему котовцев. У его сотрудников не так много полномочий. Они могут потребовать водителя фуры остановиться, если видят, что машина перегружена, но нередко такое бывало, что это требование просто игнорируют и едут дальше. Преследовать нарушителя имеет право только ГИБДД, но, к сожалению, сейчас сотрудники автоинспекции не работают в этом направлении, по всей видимости, из‑за нехватки личного состава. Сегодня этот вопрос решается на уровне правительства области.
Кстати, недавно вышел региональный нормативный документ, который вводит ограничения на передвижение фур. С 1 июня по 31 августа при дневной температуре выше 32 градусов тяжеловесный транспорт не сможет проехать по трассам с асфальтобетонным покрытием. При этом движение для грузовиков разрешается только с 22:00 до 10:00. Ограничение не распространяется на пассажирские автобусы, а также на машины, перевозящие необходимые для предотвращения или ликвидации последствий ЧП грузы, дорожно-строительную технику и материалы для аварийно-восстановительных и ремонтных работ. Такое требование, как объясняется в распоряжении, вводится для предотвращения колейности на дорогах.