Свою первую пациентку фельдшер неотложной помощи поликлиники № 2 Мария Рощупкина будет помнить долго. Вроде бы ничего необычного – немолодая женщина простудилась. Но Мария Леонидовна в первый раз отправилась к пациентке на дом самостоятельно.
«Опыт работы у меня есть, доводилось и самой принимать больных, когда работала фельдшером здравпункта на Лебединском ГОКе, потом в геологоразведочном университете, – рассказала Мария Рощупкина. – Но мне никогда не приходилось выезжать на дом. Это новый уровень самостоятельности и ответственности. При этом всегда на связи опытные врачи, которые консультируют прямо во время вызова. Все сведения о больном передаю непосредственно участковому семейному врачу, который и будет его лечить».
Я пообщалась с фельдшером на её рабочем месте – в поликлинике, в кабинете неотложной помощи. Мария собиралась на выезд. В её списке, как и у других фельдшеров «неотложки» – десяток адресов. Вызовов в эти дни очень много из‑за продолжающегося сезона вирусных инфекций.
К поликлинике на Олимпийском прикреплено более 100 тыс. человек, поэтому в её «неотложке» ежедневно дежурят два-три фельдшера. В поликлинике на микро – двое, а в бывшей ЦРБ – один. На ближние к поликлинике адреса медики ходят пешком. На дальние выезжают на машинах, которых, как я успела заметить, не хватает.
«Я перешёл в кабинет неотложной помощи в июне 2017-го, со мной была только одна медсестра, – рассказал руководитель новой структуры Александр Акатов, который много лет проработал в поликлинике №2 терапевтом. – Постепенно штат увеличивался, и теперь у нас 21,5 ставки: 6,5 врачебных, четыре сестринских, остальные – фельдшерские».
— Чем отличается «неотложная» от «скорой»? – интересуюсь я.
«Неотложка» приезжает на такие вызовы, где нет непосредственной угрозы жизни пациента, – пояснил Александр Александрович. Медики «неотложки» могут назначить лечение, выписать рецепт, оформить документы для больничного листа и отправить пациента на консультацию к его лечащему врачу. Если больному потребуется госпитализация, то обратиться придётся в «скорую помощь». Она приезжает в экстренных случаях, при угрозе не только здоровью, но и жизни. Например, при нарушении сознания, дыхания и кровообращения, термических и химических ожогах, внезапном болевом синдроме, травмах, а также при всех неотложных состояниях, требующих медицинской эвакуации по экстренным показаниям. Разделение произошло не так давно по предложению Минздравсоцразвития, чтобы разгрузить «скорую», семейных врачей, повысить качество обслуживания населения и уменьшить время ожидания медпомощи».
Кабинет «неотложки» есть в каждой из трёх городских поликлиник. По сути, это передовой пост, на котором фельдшеры и терапевты принимают первичных пациентов. Поднялась температура, заболел живот, шалит давление – с этими и другими проблемами мы всегда шли к своему участковому терапевту, который, к слову, не всегда на месте. Он может быть на вызовах, в отпуске, к нему большая очередь, все в ней по талонам и пускать человека с улицы не намерены.
Теперь первично и без записи нас примет врач «неотложки». Он порекомендует лечение, оформит, если нужно, больничный и выдаст талон к семейному доктору. Проходить лечение будем по‑прежнему у своего участкового врача.
В этом новом порядке мне видится плюс – у семейных докторов станет меньше первичных пациентов, а значит, короче очереди, в них почти не будет людей с острой стадией заболевания, когда происходит распространение вирусов, также врач сможет больше внимания уделять тем, кто уже проходит курс лечения.
«Неотложка» обслуживает и на дому. Звонок пациента принимает недавно созданный колл-центр с 8:00 до 18:00. До 12:00 на вызовы ездят, как обычно, участковые врачи, а после – «неотложка».
В работе поликлиник произошли и другие позитивные перемены, причём далеко не вчера, но пациенты как‑то не спешат воспользоваться этими новшествами. Например, люди продолжают ждать конца или начала недели, чтобы обратиться к врачу. Поэтому в пятницу и понедельник в поликлиниках традиционные аншлаги. Но ведь вызвать доктора на дом или прийти к дежурному врачу можно и в субботу, и в воскресенье. Он также назначит лечение, выпишет больничный и даст талон к семейному доктору. Медики призывают не затягивать с визитом к доктору и помнить, что своевременное обращение к нему поможет избежать осложнений и быстрее выздороветь.