Место здесь людное: торговый центр, учебные заведения, десятки организаций. Трясущаяся бабуля минут за сорок «зарабатывает» рублей двести-триста, не меньше. Крупные купюры время от времени украдкой прячет в карман, мелочь оставляет в небольшой посудине. Её или кого‑то похожего постоянно видят у «БОШЕ», неподалёку от «Комсомольца» и много ещё где. Поговаривают, что этих заезжих «ниндзя» в городе несколько. Удивительно, как летом можно в такой одежде часами находиться на солнце, да ещё и ритмично покачиваться. Неужели немощному человеку такое под силу? А может, и впрямь помощь нужна? Надо спасать.
Завидев издалека меня с фотоаппаратом, женщина обрела второе дыхание – тут же встала на ноги и пошла в противоположную сторону. Сгорбившись, слегка ковыляя, но достаточно быстро. А как же утреннее бессилие? Тут‑то у меня и закралась мысль: а может, это и не бабушка вовсе, а молодая женщина или вообще мужчина. Однако проверить догадку не удаётся. На мои вопросы она никак не реагирует, как будто не слышит. То ли действительно глухая, то ли это такая специальная тактика ухода от неудобных вопросов – кто знает. При этом глаза не поднимает, всё время смотрит в асфальт.
Один из прохожих, заметив мои старания разговорить попрошайку, также попытался начать с ней диалог.
«Бабушка, может, вам помощь какая нужна?» – спросил он. В ответ только тишина.
Стоит ли доверять таким людям и отдавать им свои деньги, каждый решает сам. В Старом Осколе сегодня почти у всех крупных магазинов можно встретить людей, занимающихся попрошайничеством. Нередко это цыгане с маленькими детьми на руках. Одну такую семью я недавно встретил у супермаркета в микрорайоне Степной. Положил в их «копилку» пару монет, но потом пожалел об этом. Через час я увидел этих цыган во дворе моего дома. Из мусорного бака они выкидывали прямо на дорогу пакеты с отходами. Видимо искали золото. После негодующих криков жителей они ушли, но так и не убрали за собой на этом «прииске».
Сейчас за выпрашивание у посторонних лиц в общественных местах денег полагается наказание в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях на территории Белгородской области. В Старом Осколе полиция, поймав попрошайку, может оштрафовать его на 1000 рублей. На практике стражи порядка чаще обходятся устным предупреждением.
Статью «Попрошайничество» не зря ввели в законодательство. Многие из людей, просящих милостыню, только с виду спокойные, а на самом деле они очень серьезно относятся к своему процветающему бизнесу со строгой иерархией. С утра пораньше они надевают старые, рваные тряпки, накладывают грим, репетируют перед зеркалом, а затем отправляются в людные места. Вечером эти «трудяги» возвращаются домой, в приличную квартиру с недешёвой мебелью. Поэтому органы правопорядка советуют не верить словам попрошаек и тем табличкам, которые они зачастую с собой носят.
Благотворительные фонды многократно предупреждали – их волонтёры деньги на улицах не собирают. Как нам сообщили в Совете безопасности округа, по многочисленным просьбам горожан водители маршруток проинструктированы: в транспорт «собирателей» больше пускать не будут. Чтобы не беспокоили пассажиров.