Отдел находится на первом этаже административного здания на улице Ленина, 45. И здесь же в подвальном помещении – хранилище на 280 квадратных метров. На многоярусных стеллажах я увидел много интересного. Например, различные документы советских времён, партийных органов, записи, касающиеся жизни и деятельности Василия Семеновича Абельдяева, бывшего в годы Великой Отечественной войны начальником эвакуационного госпиталя №1926, а затем главврачом Старооскольского тубдиспансера. Среди старых бумаг каким‑то образом сохранились фотографии молодых людей, в которых не без труда угадываются известные горожане, ныне уже ветераны, а некоторых и нет в живых.
Работники архива попросили, когда буду писать, не называть хранилище подвалом, а документы потрёпанными – их принято называть ветхими. И действительно, потрёпанными они бывают от небрежного хранения, а здесь все находится в полном порядке, прошито, уложено в папки. Бумага любит аккуратность, с нее пылинки надо сдувать. В архиве регулярно проводится мероприятие, именуемое обеспыливанием. Но если в столицах и областных центрах при этом ревут крутые пылесосы, то наши сотрудницы для борьбы с пылью используют тряпки, иногда им помогают практиканты. Единственное техническое средство, которое я увидел – это скромных размеров прошивочный станок. Начальник отдела Алла Рогова призналась, что мечтает приобрести аппаратуру для оцифровки документов, но пока это только в проектах. Оцифровка даже в Белгородском областном архиве проводится слабо. Но там оцифровали церковные метрические книги, в том числе и Старооскольского уезда. Так что если зайти на сайт областного госархива, то можно найти сведения о своих предках.
Госархив Белгородской области является крупнейшим хранилищем исторических документов, начиная с 1710 года, там их около 600 тысяч. А у нас в Старом Осколе документы хранятся в основном с 1954 года – года образования области. Кроме Белгорода, наши документы можно найти в Курском областном архиве. Не знаю, хорошо это или плохо, но таков порядок. Считается, что там они сохраняются лучше.
Впрочем, у нас есть документы сельских поселений, и более раннего периода, чем 1954 год, сохранившиеся еще с послевоенного периода. Это касается и архивов Старооскольского геологоразведочного техникума. А вообще, наш архив не то место, которое притягивает историков, хоть время от времени местные краеведы Анатолий Никулов, Евгений Евсюков, Виктор Вербкин, Иван Монаков сюда всё же заглядывают. Им здесь никогда не отказывают, помогают по мере сил. Но гораздо востребованнее архив у людей, которые хотят восстановить свой трудовой стаж при выходе на пенсию. Вот для них здесь настоящий клад. Это подтверждает и начальник отдела.
«Нагрузка у нас в основном социальная. Например, ищем документы для подтверждения стажа и заработной платы. В 90-е годы многие предприятия ликвидировались, и их документы попадали к нам. Мы готовим для пенсионеров около семи тысяч справок в год», – рассказывает Алла Анатольевна.
Привела свежий пример о том, как архив помогает исправить ошибки беззаботной молодости, когда о пенсии даже не думаешь. Пришла женщина, у которой не оказалось никаких документов времен начала ее трудовой деятельности. Поведала, что после окончания торгово-кулинарного училища некоторое время работала по специальности. Потом вышла замуж и пришлось срочно уехать из города. Забрать трудовую книжку и диплом попросту забыла – не до того было. И вот теперь, перед пенсией, все это очень даже понадобилось. Пришла практически без всякой надежды, что документы найдутся – ведь столько лет прошло. Кто‑то посоветовал – сходи в архив, там всякие бумаги без дела пылятся… А оказалось, что вовсе и не без дела. И не пылятся, а сохраняются в самом презентабельном виде. К ее удивлению нашлась и трудовая, и кулинарный диплом, что дало весомую прибавку к пенсии. Была удивлена и обрадована.
Не только пенсионеры приходят в архив. Пару раз помогали восстановить российское гражданство людям, приехавшим с Украины. Если человек когда‑то работал в старооскольской организации, в архиве сохранилась его личная карточка, в которой указано место его тогдашнего проживания, это дает право на получение гражданства.
«Конечно, бывает всякое. Но если предприятие ликвидировалось как положено, и его работники отнеслись к этому делу ответственно, то все нужные документы сохраняются. Их сдают по описи в архив, в том числе и такие вот невостребованные хозяевами. А что к нам попало, уже никуда не денется. И спустя много времени люди находят здесь свои трудовые книжки или книжки колхозника, – рассказывает начальник отдела. Мне показали протоколы общих собраний, когда‑то существовавших в нашем районе колхозов, сходов граждан сел, заседаний правлений. От них веет живой историей. Они написаны на разной бумаге, многие чернилами, с орфографическими ошибками», – поясняет Алла Анатольевна.
По её словам, они только собирают и хранят документы, но упорядочивать их и приводить в какой‑то приглаженный вид обязанностями не предусмотрено. Все принимается по описи, ведь у них не пункт сбора макулатуры. Документы должны быть описаны, подшиты. Вот, берут материалы о колхозе имени Карла Маркса в Знаменке. Ему присвоен номер фонда 164, опись дела постоянного хранения с 1957 по 1991 годы. В последнее время обращаются люди, которые до 14 лет летом на каникулах трудились в колхозе. Эта работа тоже зачисляется в стаж и добавляет желанную копеечку к пенсии.
В журнале регистрации обращений взгляд задерживается на незнакомом названии – Староосколцемремонт. Было такое предприятие в 70-е годы. И теперь его бывший работник приходил за подтверждением льготного стажа.
К сожалению, не все у нас так хорошо в делопроизводстве и документообороте, особенно это касается частных фирм. Бывали случаи, когда в организации, в которой насчитывалось пять-шесть человек, директор уволился, бухгалтер ушел на пенсию, а документы выбросили. Конечно, в таком случае не получится восстановить стаж кому‑то. Даже если это окажется директор бывшего предприятия. Недавно в архивный отдел зашел какой‑то импозантный господин и сообщил, что в 90-е годы у него было свое предприятие, и вот теперь ему нужна справка о факте существования этого ИП. «А вы сдавали нам документы?» – спросили его. Оказывается – нет. «А зачем я должен был сдавать? Дайте мне справку!» – настаивал посетитель. Он явно не знаком с архивным делом. То, какие документы должны сохраняться при ликвидации предприятий, как они должны передаваться в архивы и как храниться, предписывают многочисленные законы, постановления правительства и местных органов власти. Их долго перечислять, но вся архивная деятельность строго регламентирована.
Иногда помочь человеку невозможно, потому что он не помнит даже год написания нужного ему документа. Например, справки о выдаче земельного участка. Считает, что работники архива сами должны это знать. Но они не волшебники и не располагают базой данных о земельных участках. Для поиска главный ориентир – хронология. А когда человек просит найти ему то, не знаю что, с ним разговаривать трудно.
А правильным посетителям в архиве всегда рады, их принимают не только во вторник и четверг, о чем указано на табличке, вывешенной на двери, но и в другие дни. Для исполнения запроса предусмотрен месяц, но, как правило, исполнение гораздо быстрее.
Архив растет. По истечении пятилетнего срока хранения сюда сдают документы администрация округа, Совет депутатов и другие предприятия – источники комплектования муниципального архива. Существующих площадей уже явно не хватает. Требуются дополнительные, но найти подходящие не просто. Этим вопросом администрация округа сейчас занимается. Уже предлагали ряд помещений, но они не подошли. В жилой дом заселяться нельзя – может затопить при прорыве водопровода, в общественных зданиях слабые перекрытия – не выдержат нагрузки стеллажей, ведь бумага тяжелее камня. Возможно, дело ускорится в связи с тем, что недавно Федеральное архивное агентство из Министерства культуры передали в юрисдикцию администрации президента. Нужны меры, которые позволят усилить внимание к архиву, быстрее решить вопрос с помещением, строже спрашивать с организаций за сохранность документов. В советское время эта служба была в ведомстве КГБ, и тогда к ней отношение было особое. Пора возродить такое отношение. Ведь служба очень важна и востребована, о ней многие старооскольцы отзываются с благодарностью.