Федеральный проект «Точка роста» не первый год успешно реализуют в образовательном комплексе «Озёрки» имени М. И. Бесхмельницына. Одноимённые центры появились в сельских школах России в 2019 году в рамках национального проекта «Образование» для сокращения разрыва между учебными заведениями крупных городов и небольших населённых пунктов. Они стали настоящими островками инноваций, позволили сделать образовательный процесс более технологичным, цифровым, словом, соответствующим своему времени. Эти пространства помогают детям развивать свои таланты, познавать новое, реализовывать идеи, повышают интерес и мотивацию к обучению. И каждый может выбрать для себя профиль по интересам и способностям – цифровой, естественнонаучный, технический, гуманитарный или спортивной. Причём, как в рамках школьной программы, так и дополнительного образования.
Озёрская сельская школа присоединилась к проекту в 2020 году. В плане изменения условий организации учебного процесса и полученных результатов её руководителю теперь есть с чем сравнивать.
«Пять наших педагогов прошли необходимое повышение квалификации. Техническое оборудование получили в рамках федерального проекта, например, для цифрового обучения – ноутбуки, очки виртуальной реальности, 3D-принтер, – поясняет директор образовательного комплекса «Озёрки» Владислав Васильков. – Ребята учатся управлять квадрокоптерами, осваивают азы робототехники и 3D-моделирования, на специальных тренажёрах-манекенах отрабатывают приёмы оказания первой помощи. Ежегодно принимаем участие в фестивалях «Точка роста»: дети выступают с тематическими докладами, представляют свои проекты, побеждают на муниципальном и региональном уровнях».
Кстати, в этом учебном заведении выпускные классы традиционно имеют IT-направленность. Школьники успешно сдают экзамены, необходимые в первую очередь для дальнейшего поступления в вузы, связанные с информационными технологиями: СТИ НИТУ «МИСИС», Белгородский или Воронежский госуниверситеты.
В озёрской школе учатся 240 детей, половина из них занимается в кружках образовательного центра «Точка роста». Впрочем, и остальные мальчишки и девчонки не остаются в стороне, а активно пользуются разработками своих товарищей. Например, на перемене собираются со смартфонами в руках у стенда, на котором размещены фотографии различных животных. Наводишь гаджет на снимок со слоном – и тот оживает, при этом объёмная картинка сопровождается пояснительным рассказом о толстокожем и хоботном млекопитающем.
«Наш проект называется «Animals», это пример дополненной реальности – технологии, позволяющей размещать виртуальные объекты поверх объектов реальной среды в режиме реального времени при помощи различных программ, – поясняет автор проекта десятиклассник Станислав Комалиев. – Работали над этим продуктом около месяца, помогала классный руководитель Татьяна Владимировна Выходцева. И вот всё получилось! После окончания школы хочу поступить в профильный вуз и связать свою жизнь именно с IT-сферой».
Между тем младший брат будущего программиста Марк Комалиев запускает под потолок школьной рекреации маленькую винтокрылую птичку. По известным причинам управлять квадрокоптером удаётся пока лишь в помещениях, но к большому полёту ребята уже готовы.
«Изучаем устройство аппарата, технику безопасности, необходимые для управления программы, – рассказывает юный оператор БПЛА. – Вообще дроны можно применять в различных областях деятельности, например, для мониторинга обстановки на местности. Но меня больше увлекают другие предметы – математика, химия, русский язык и физика. Так что эти занятия для себя считаю, хоть и интересными, но всё же развлечением».
Преподаватели с такой точкой зрения согласны – дополнительное образование не обязательно должно быть для всех профориентационным на сто процентов. В первую очередь оно позволяет ребятам что-то помастерить, отремонтировать, научиться пользоваться приборами или инструментами, приобрести другие навыки, которые обязательно пригодятся им в жизни. И это тоже своего рода точка роста.
В 2024 году в программе «Точка роста» идёт упор на цифровое образование учителей и учеников. Такой подход даёт неограниченные возможности для развития и обучения. Электронные книги, образовательные приложения, онлайн-курсы, виртуальные лаборатории и образовательные платформы позволяют учащимся получать знания в интерактивной форме, в любое время и в любом месте.