О том, как удалось провести столь внушительный форум, его организаторы рассказали на пресс-конференции. Тесная дружба и сотрудничество связывают СТДМ с дочерью Бориса Ивановича, актрисой столичного театра имени Маяковского Александрой Равенских. А идея провести фестиваль на родине режиссёра, который мечтал работать в молодёжном театре, принадлежит народной артистке СССР Вере Васильевой. Александре Равенских это пришлось по душе.
«Когда Александра Борисовна позвонила и предложила попробовать сделать такой фестиваль, я ответил, что идея замечательная, но это же средства сумасшедшие, и как их найти, я не знаю. И на плечи этой женщины и команды, которую она создала, легла вся организационная работа», – сказал художественный руководитель СТДМ Семён Лосев.
Фестиваль поддержали администрация Старооскольского городского округа, областное управление культуры, попечительский совет по поддержке и развитию театрального искусства в округе под председательством генерального директора СГОКа Сергея Напольских, депутаты областной Думы Николай Гаврилов, Сергей Гусев, Геннадий Щербина, предприниматели, фонд «Любимый город». Множество людей участвовали в работе по организации и проведению «Города юности», и мечта стала реальностью!
На открытии фестиваля участников и гостей приветствовал глава администрации городского округа Александр Сергиенко. Видеообращение к собравшимся прислала Вера Васильева. Звучали песни в исполнении актёра СТДМ Сергея Скокова и Александры Равенских.
Потом целую неделю в зрительном зале театра не просто не было свободных мест – не оставалось ни сантиметра свободной площади вообще.
Во вторник свой дипломный спектакль показали студенты Школы-студии МХАТ – «Чуш» Астафьева, или Всё, что осталось после нашей экспедиции на родину автора».
«Полтора года назад мы совершили 10-дневную экспедицию в родные места Виктора Астафьева, в Красноярский край, в деревню Овсянка, – рассказала педагог курса Виктора Рыжакова актриса театра «Сатирикон» Марина Дровосекова. – Встречались с людьми, которые знали писателя, собирали всякие истории. Сюжета в спектакле нет. Главный персонаж – это текст Астафьева, как его слышат сейчас, как он отзывается в молодых людях XXI века. Астафьевская проза удивительна искренностью, пронзительностью, он знал что‑то такое сокровенное о человеческой душе».
И получилась замечательная постановка – трогательная, местами смешная, но совсем не пародия на сельскую жизнь, а вереница ситуаций и персонажей, изображённых с большой любовью, вниманием к деталям. Удивило звуковое и музыкальное оформление спектакля – вручную, тут же на сцене, оно исполнялось на стаканах, сковородках, каких‑то ещё предметах, включая аккордеон.
Ярким фейерверком взорвался на сцене спектакль «Ах, Оффенбах» курса профессора Александра Бармака музыкального факультета ГИТИСа. На профессиональной сцене студенты играли впервые, но держались отлично, успешно продемонстрировали свои умения и навыки – актёрские и вокальные. В спектакль вместилось сразу три оперетты. В «Свадьбе при фонарях» удалась сцена дамской драки, да и вообще весь вечер женщины на сцене поражали темпераментом – как в любви, так и в бою. В «Дамах рынка» героини сначала бьются за любовь, потом – за право считаться матерью взрослой дочери, которая вообще‑то готова признать роднёй любую из претенденток. В финале, конечно, воцарились радость, любовь и хор прекрасных голосов. Впрочем, сюжет тут большой роли не играет. Удовольствие доставляет следить за тем, как они это делают, слушать пение, смеяться вместе над глупыми ситуациями и забавными персонажами.
И среди актёров есть настоящие звёздочки, которые хотелось бы увидеть где‑нибудь ещё.
Театральный институт имени Б. Щукина порадовал комической сказкой. В «Волшебной флейте» Моцарта драматические актёры исполняли оперные арии.
Постановку по мотивам произведений Шарля де Костера и Григория Горина «Шут. Ностальгия по герою» про Тиля Уленшпигеля представили студенты училища имени М.С. Щепкина. А перед началом спектакля руководитель курса, народный артист СССР Владимир Сафронов поделился впечатлениями о Старом Осколе.
«Вы знаете, я сегодня с утра нахожусь в некоем восторженном шоке, – сказал Владимир Алексеевич. – Прежде всего, в эти первые октябрьские дни исполнилось уже 59 лет, как моя жизнь и творчество связаны с именем Бориса Ивановича Равенских. В октябре 1965 года он позвал меня в свой театр. Дальше я испытал шок, когда увидел этот театр. Борис Равенских мечтал об открытии молодёжного театра. Смерть не позволила это сделать. А сейчас здесь, на его родине, существует театр для детей и молодёжи имени Бориса Равенских. Мечта сбылась! Когда я вошёл сюда, испытал третий шок, потому что никак не предполагал увидеть ни такой сцены, ни такого оборудования, здания и снаружи, и внутри. Я понимаю, сколько это стоит, хочется низко поклониться людям, которые это сделали. И ещё один шок: те, кто работают здесь, нас удивительно приняли. А перед началом спектакля я стоял на улице. Шла публика – красивая, в нарядных костюмах. Мне сказали, что здесь в театре на три месяца вперёд проданы билеты. Это тоже шок. И совсем незначительная деталь: человек в чёрном костюме с весьма благородной внешностью и надписью «Охрана» на спине держит дверь для входящих зрителей! Поверьте мне, этого практически нигде нет! Какие же счастливые любители театра в городе, и как легко, наверное, работать в этих обстоятельствах моим коллегам. Спасибо вам за то, что нас приняли, что пришли, за то, что сделали невероятное!»
В субботу студенты 3 курса актёрского факультета Белгородского института культуры представили вербатим «Непростые истории простых людей». Это спектакль-наблюдение, составленный из портретов наших современников. Все персонажи были яркими, живыми, некоторые – просто шедевральными.
А вечером подвели итоги творческого эксперимента. За четыре фестивальных дня четверо студентов режиссёрского факультета ГИТИСа – Константин Денискин и Максим Меламедов из мастерской народного артиста РФ А.Е. Хейфеца и питомцы заслуженного деятеля искусств РФ Е.Б. Каменьковича Тимур Галеев и Роман Лыков создали эскизы спектаклей со старооскольскими актёрами. Результат превзошёл все ожидания. Константин Денискин очень здорово поставил фрагмент «Доходного места», Тимур Галеев в несколько сцен из пьесы И. Друцэ уместил и свадьбу, и смерть, и современную музыку, и народный юмор. Роман Лыков представил буффонаду из жизни воспитательницы детсада – «Горку» А. Житниковского. Получилось уморительно смешно и до грусти похоже на правду. И под конец Максим Меламедов просто нокаутировал всех сценой убийства ребёнка из «Власти тьмы». Отрывок шёл 13 минут, и за это время актёры ввергли зал в такое состояние, что даже бывалые театралы не прятали слёз, а дама на нашем ряду призналась, что не смогла аплодировать столь бесчеловечно жестокому ужасу…
По окончании руководитель лаборатории, худрук СТДМ Семён Лосев сказал, что все эскизы достойны того, чтобы превратиться в законченные полотна.
Завершился фестиваль спектаклем СТДМ «Царь Феодор Иоаннович». Прощаться было грустно, но расстались участники и гости фестиваля в надежде встретиться вновь. Организаторы молодёжного театрального форума намерены сделать его ежегодным.