Настоящие герои действовали на фронтах Великой Отечественной войны, с оружием в руках, и в тылу, делая всё возможное для Победы. В год 80-летия Курской битвы мы вспоминаем героев, благодаря которым стала возможна победа в этом эпохальном сражении, приблизившим Победу 1945 года. Одним из таких людей был советский партийный и государственный деятель Павел Доронин.
В Старом Осколе Павел Доронин (1909–1976) прожил восемь месяцев. Он занимал должность первого секретаря курского комитета ВКП(б). 3 ноября 1941 года областной город захватили немцы и обком эвакуировали в Старый Оскол, который был вторым по размеру в Курской области, к которой тогда относился.
Сохранилось здание на улице Ленина, в те времена называвшейся Интернациональной. До революции в нём размещалась частная женская гимназия Лидии Бирилёвой. А в годы войны – обком и штаб партизанского движения Курской области, которыми руководил Доронин.
Из докладной записки секретарю курского обкома ВКП(б) генерал-майору Доронину: «Об организации партизанского движения в западных и юго-западных районах Курской области», в которой ответственные лица отчитываются о создании отрядов, обучении бойцов, об обеспечении их оружием и боеприпасами. Партизаны, в число которых входили старооскольцы и жители ближайших сёл, активно действовали на территории современного нам округа, сражаясь против захватчиков.
После захвата 2 июля 1942 года Старого Оскола курский обком отправился в эвакуацию далее, а Доронина перевели в Сталинград, где он с 1 октября 1942 года возглавлял политуправление Сталинградского, а потом Южного фронта. Там он участвует в организации победы в Сталинградской битве, в разгроме немецко-фашистских войск фельдмаршала Паулюса. После освобождения Курска 8 февраля 1943 года курский обком вернулся в город. Свой пост вновь занял первый секретарь обкома.
Весомый вклад в Победу Павел Доронин внёс, став одним из инициаторов и создателей железной дороги Старый Оскол – Ржава. Когда началась подготовка к Курской битве в марте 1943 года, вскрылась главная проблема, вставшая перед Красной Армией: плохая логистика. Шоссейные дороги с твёрдым покрытием отсутствовали. А единственная однопутная железная дорога Касторная-Курск в штатном режиме пропускала четыре эшелона – две пары эшелонов в обе стороны, а в экстраординарном режиме – до шести эшелонов.
Курскому обкому поручили найти оптимальное решение. 6 июня первый секретарь Доронин приехал в штаб Воронежского фронта к генералу Н.Ф. Ватутину со всей документацией, касающейся железной дороги Старый Оскол – КМА. Её начали строить в 1934 году к Коробковскому месторождению. Доронин предложил её продолжить, поскольку она покрывала почти треть расстояния от Старого Оскола до Ржавы. После рассмотрения проекта в государственном комитете обороны было принято положительное решение и началось строительство Дороги мужества Старый Оскол – Ржава.
14 июня Курский обком партии за подписью Павла Доронина издал постановление о мобилизации местного населения на строительство объекта № 217. Людей, а это были преимущественно молодые женщины и девушки, распределили на подразделения, которыми руководили первые секретари райкомов партии. Их всех координировал Курский обком во главе с Дорониным.
Дорогу смонтировали из разнокалиберных рельсов, одинаковых не было. Использовались английские рельсы XIX века, российские дореволюционные, немецкие разных лет, советские 1920-1930-х годов, американские, присланные по ленд-лизу, созданные по разным стандартам, разной высоты и ширины. Эти рельсы служили на этой дороге вплоть до её реконструкции в 1970-х годах.
Есть на сайте коротенькая аудиозапись воспоминаний Павла Доронина, сделанная в 1968 году. Она длится чуть больше минуты.
«Государственный комитет обороны нам дал два месяца на строительство этой дороги. Надо было 10 крупных мостов построить, надо было 95 километров уложить путей. Надо было создать станции водоснабжения, ну, всё, что положено. Когда мы обращались к железнодорожникам строителям, специалистам, они говорили – вы сумасшедшие. В доброе старое время год надо было на проектирование этой дороги. А мы совместили работу с проектировщиками. Тут же прокладывалась трасса и тут же начинали работу. Причём, ни одного бульдозера, ни одного экскаватора, ничего... Через 32 дня первые поезда пошли по этой дороге», – со старой плёнки, сквозь потрескивания и шорохи звучит голос человека, вложившего немало сил в строительство Дороги мужества.
За период Курской битвы по дороге прошло 1410 эшелонов, что эквивалентно более чем миллиону грузовиков того времени. Железная дорога Старый Оскол – Ржава внесла весомый вклад в победу на Курской дуге. Введение её в строй совпало с коренным переломом в ходе Курской битвы.
Павел Доронин прожил активную, хотя и не очень долгую жизнь. Всего 67 лет. После войны он занимал ведущие должности в разных областях и республиках СССР, работал в центральном аппарате ЦК ВКП(б)-КПСС и других органах партии. Неоднократно избирался депутатом Верховного Совета СССР и Верховного Совета РСФСР. Ему были вручены государственные награды. Является автором двух книг о войне. Он стал частью важнейшего этапа в истории нашего края, мы помним о нём и обо всех, кто сражался против нашего общего врага.
_______
Читайте новости о жизни Старооскольского горокруга в соцсетях: Телеграм, Вконтакте, Одноклассники. Подписывайтесь!