Оскольский край

Экскурсионный ретро-поезд отправится по маршруту Старый Оскол – Сараевка

19 июля , 15:01ИсторияФото: Из открытых источников

Начало ретродвижения намечено на февраль 2023 года – в год 80-летия Победы в Курской битве.

Экскурсионный ретро-поезд отправится по маршруту Старый Оскол – Сараевка. Проект реализуется на средства ОАО «РЖД». Он посвящён памяти строителей «Дороги мужества» – 95-километровой линии Старый Оскол – Ржава, возведённой всего за 32 дня для снабжения войск на Курской дуге. Начало ретродвижения намечено на февраль 2023 года – в год 80-летия Победы в Курской битве.

Как сообщили в пресс-службе Юго-Восточной железной дороги, они закупили современные пассажирские вагоны с комфортными сиденьями. В них оборудуются фотокупе и детская игровая зона. Вагоны нового подвижного состава будут оснащены мониторами для удобного просмотра видеоконтента. Каждый пассажир сможет подключить индивидуальные наушники для прослушивания трансляций, а также воспользоваться розетками на 220В на всех посадочных местах.

Начаты работы по ремонту вокзала в Старом Осколе, где предполагается открыть экспозицию, посвящённую подвигу строителей «Дороги мужества» и железнодорожников в Курской битве. На территории будет установлена полноразмерная модель бронепоезда «Московский метрополитен». На привокзальной площади заложен первый камень в основание часовни святого архангела Михаила. Её строительство завершат в этом году.

Доставка пассажиров к начальной точке маршрута ретропоезда на станции Сараевка, Старый Оскол и в музей-заповедник «Прохоровское поле» будет осуществляться из Белгорода, Воронежа, Курска и других городов пригородными поездами, в том числе ускоренными проекта «Соединяя Черноземье». Для удобства пассажиров планируется построить два новых остановочных пункта – «Парк Победы» и «Музейный комплекс».

В эксплуатационном локомотивном депо Старого Оскола планируется восстановить участок для ремонта, обслуживания и эксплуатации паровозов серий Л и 9П. На станции Сараевка начато строительство поворотного треугольника. С его помощью можно развернуть локомотив на 180 градусов.

Бронепоезд «Московский метрополитен» – это бронированный паровоз с командным пунктом, имеющий в своём составе четыре бронеплощадки, в которые входят полуавтоматические зенитные пушки, реактивные установки, артиллерийские башни от танков Т-34 и пулемёты для кругового обстрела. Он был построен в 1943 году на деньги, собранные работниками метро-политена. Они написали коллективное письмо Иосифу Сталину, где просили отправить бронепоезд на самый ответственный участок фронта.

21 марта 1943 года на площадке электродепо «Северное» состоялся митинг, посвящённый передаче бронепоезда в действующую Красную Армию. Была зачитана приветственная телеграмма Сталина: «Прошу передать работникам Московского метрополитена, собравшим 706 тысяч рублей на строительство бронепоезда, благодарность Красной Армии».

Желание работников метрополитена было выполнено – бронепоезд «Московский метрополитен» отправился на Курскую дугу и был включён в состав 11-й Гвардейской стрелковой дивизии. Его экипаж на фронте проявил себя героически. В боях с 7 по 10 июля 1943 года на южном фасе Курского выступа команды артиллерийских башен поезда уничтожили шесть тяжёлых танков и самоходок, четыре самолёта и десять миномётных батарей. Метрополитеновцы стояли насмерть до последнего боеприпаса. Зияя пробоинами на всех своих бронеплощадках, поезд ещё огрызался залпами из оставшихся орудий, продолжая свой последний поединок с танками и почти двумя десятками пикирующих «юнкерсов». Но все понимали: с такими тяжёлыми повреждениями, оказавшись на линии главного удара, он был обречён... В 9 утра 10 июля «Метрополитен» окончательно потерял способность к передвижению и ведению огня. После того как снаряды закончились, экипаж уничтожил ходовую и боевую часть бронепоезда и организованно ушёл на восток, где пересел на составы «Уфа» и «Салават Юлаев». Новые бронепоезда продолжили боевой путь 60-го дивизиона, в 1945 году встретили победу под Кёнигсбергом.

Авторы:Юрий Теплов