Оскольский край

Танк-паровоз будет ездить в будущем старооскольском технопарке

28 июня , 11:44История
Фото: Юрий Теплов

Он построен в 1951 году на заводе ордена Красного Знамени имени Ф.Э. Дзержинского

Танк-паровоз снова поедет по рельсам. Нередко паровозы, отслужившие на дороге верой и правдой, водружают на постаменты, превращают в памятники железнодорожникам, проявившим героизм во время Великой Отечественной войны. Такие достопримечательности есть во многих городах России. Однако бывает и наоборот: паровозы снимают с пьедестала, чтобы вернуть в строй. Именно такая история произошла в минувшее воскресенье с одним старинным локомотивом. 

С замиранием сердца пришлось наблюдать, как медленно разворачивался, поднимая ввысь 25-метровую стрелу, 125-тонный железнодорожный кран ЕДК-1000, стараясь не задеть высоковольтные опоры. Затем также медленно он поднимал с постамента 45-тонный маневровый танк-паровоз 9П-9123, который стоял у локомотивного депо с 1996 года. Установлен он был в честь100-летнего юбилея подразделения РЖД. 

Переместить паровоз через две опоры на платформу было сродни проходу верблюда через игольное ушко. Но машинист крана Виталий Долженко с ювелирной точностью выполнил довольно сложную задачу. Этому предшествовала тщательная подготовка, в которой принимали участие десятки железнодорожников. Было согласовано 10-часовое окно – время, в течение которого движение поездов через станцию было прекращено. Именно в этот срок и должны были уложиться рабочие, занятые на подъёме и перемещении паровоза. Сначала они провели планировку площадки для крана. Затем электрики отключили высококонтактную сеть напряжением 3 000 вольт, демонтировав провода при помощи 25-метровой автовышки.

Работы начались в субботу, в четвёртом часу дня, а своего апогея достигли в одиннадцатом часу вечера. Перед этим кран необходимо было поставить на опоры. Для этого на грунт друг на друга выкладывали штабелем специальные деревянные шпалы определённым образом. Следующий этап – подъём стрелы из транспортного положения и установка 27-тонных противовесов. Это непросто: стрела поднимается, кран поворачивается на 1800, выдвигаются консоли из задней части. Противовесы по рельсам перемещаются к крану…

Стропальные работы были выполнены под руководством начальника восстановительного поезда станции Старый Оскол Сергея Лесных. И, наконец, кран начал медленно поднимать реликвию вверх. Затем, по миллиметру развернувшись в противоположную сторону, опустил паровоз на специальную платформу. Было почти 3 часа утра, когда эту работу завершили. Но предстояло выполнить ещё ряд мероприятий, прежде чем ценный груз отправился в северную столицу.

.

Фото: Юрий Теплов

Паровозы 9П использовались на маневровых работах, а также на путях многих заводов и рудников. Машинисты и ремонтники были довольны этими неприхотливыми машинами, которые могли работать практически на любом топливе: угле, нефти, торфе и дровах. При их обслуживании и ремонте не требовалось ни сложного оборудования, ни дефицитных материалов.

Наш герой построен в 1951 году на заводе ордена Красного Знамени имени Ф.Э. Дзержинского. В локомотивном депо он использовался на маневровых работах, последний раз – в 1996 году. Именно тогда его установили как памятник.

Валерий Кондратьев, заместитель начальника административно-хозяйственного центра – начальник транспортного отдела ЮВЖД, рассказал, что стояла задача передислоцировать паровоз для дальнейших восстановительных работ на станцию Санкт-Петербург.

«В старую технику вдохнут новую жизнь, и она ещё поработает на благо людей. А пока на паровозе предстоит заменить котёл и другие комплектующие, обточить колёса. Возможно, его будут заправлять мазутом, использовать на маневровых работах, а также на радость детям и взрослым», – рассказал Валерий Кондратьев.

В будущем технопарке, что планируют обустроить за локомотивным депо. В качестве примера Валерий Кондратьев провёл экскурсионный тур на старом паровозе Воронеж – Рамонь. ОАО «РЖД» проделало огромную работу, открыв его. Компания уделяет большое внимание восстановлению старинной техники, собирая её буквально по крупицам. 

Как нам стало известно, на месте будущего технопарка планируется организовать железнодорожный музей. А дети и взрослые смогут совершать экскурсии на старом паровозе, к которому прицепят два ретровагона. Завершить работы планируется к 80-летию Курской битвы. Не будет пустовать и постамент. Вместо него установят паровоз братьев Черепановых.

Авторы:Юрий Теплов