Оскольский край

Строителей Дороги мужества Старый Оскол – Ржава поздравили с юбилеем

16 июня 2021, 15:25История

Напомним, постановление о возведении железнодорожной магистрали было принято 8 июня 1943 года.

Акулине Борисовне Дмитриевой из села Прокудино Долгополянской сельской территории седьмого июля по документам исполнится 99 лет. Но на самом деле, когда она была маленькой, её бабушка, чтобы не пускать двух внучек в школу, назвала неправильный год рождения, сделав сестёр на год младше. «В хозяйстве нужны помощницы, а школа – баловство, успеется», – рассудила бабушка. Если бы не её самоуправство, то отмечала бы Акулина Борисовна в этом году полные 100 лет. Целый век жизни.

К сожалению, возраст и болезни дают о себе знать, и многое стёрлось из памяти ветерана. Вот что о своей маме рассказал сын Александр Дмитриев.

Акулина Борисовна родилась и выросла в селе Долгая Поляна. Жили тяжело, трудились все: и старый и малый – по мере сил. Когда началась война, отца забрали на фронт и Акулина осталась за старшую. На её плечи легла забота о младших детях и работа в конюшне. Девушка стала конюхом – пасла, чистила лошадей, сено им косила, убирала стойла.

В 1943 году Акулину, как и многих других жителей округа, призвали на стройку железной дороги №217, которая имела важнейшее стратегическое значение при подготовке к Курской битве. Её называли Дорога мужества, Осколяночка. Всего за 32 дня люди практически голыми руками построили 95 км железнодорожного полотна. Две трети участка – 68 км – нужно было построить заново, а ещё 27 км реконструировать из старой одноколейки в районе Курской магнитной аномалии.

В строительстве участвовали 25 тыс. человек, в основном женщины и подростки. Они работали по 20 часов в сутки, возводя насыпи. При норме в 3,5 куба укладывали 4–5 и даже 6 кубометров. Людям не хватало еды и инструментов, землю порой носили просто в фартуках. Кроме того, район регулярно бомбили. Мирному населению помогали специальные формирования наркомата путей сообщения.

Акулину, работавшую с лошадьми, поставили вывозить грунт на телеге. Домой после работы она и её подруги не возвращались, ночевали в поле с лошадьми. Еду брали из дома – скудная пища казалась необыкновенно вкусной после тяжёлого трудового дня. Иногда приезжала полевая кухня. Кашу варили без масла, зато она была горячей.

17 июля 1943 года завершили основные работы, а уже 19-го по дороге прошёл первый поезд. На фронт везли личный состав, технику, оружие, боеприпасы, горючее, продовольствие, фураж, а обратно отправляли раненых. Проложенные железнодорожные пути оказались почти на 150 км короче, чем действующая автомобильная дорога, и время доставки грузов к линии фронта уменьшилось на двое суток.

После войны Акулина Дмитриева работала в колхозе дояркой и свекловичницей. Вышла замуж и переехала в Прокудино. Воспитала двоих детей.

«Мама у нас добрая, но строгая, – рассказал Александр. – Особо спуску не давала нам с сестрой, приучила трудиться, землю любить. А мы и не отлынивали. Она уйдёт на работу, а на нас – огород, корова, телята, куры. И сейчас без хозяйства жизни своей просто не мыслим. При этом жалела нас, любила. Научила упорству – если что‑то задумаешь, надо сделать. Она и сейчас такая. Хотя болеет очень, а не сдаётся пока».

В канун 80-летия начала Великой Отечественной войны поздравления пришли и участникам строительства железной дороги Старый Оскол – Ржава в рамках благотворительной акции «Дорога жизни». Напомним, региональная организация поддержала инициативу ветеранского актива Прохоровского района провести благотворительную акцию «Дорога жизни». Адресатами акции являются живущие рядом с нами герои – те, кто внёс свой вклад в строительство этой железной дороги.

В нашем округе сейчас проживают семь человек, строивших легендарную дорогу. Это горожане Глеб Иванович Ильин, Зоя Андреевна Лихушина, Мария Васильевна Малахова, Александра Романовна Боева. В селе Монаково живут Анна Ивановна Свиридова и Николай Филиппович Чурсин, в Прокудино – Акулина Борисовна Дмитриева.

Ветеранов-сельчан тепло поздравили представитель белгородской региональной организации ветеранов Ольга Кулабухова, председатель Совета ветеранов железнодорожного узла Анатолий Чернышов, заместитель председателя Старооскольского совета ветеранов Михаил Некрасов, начальник управления Долгополянской сельской территории Елена Коршикова. Строителям Дороги мужества вручили продуктовые наборы и небольшую премию.

Спонсором акции стал благотворительный фонд «Поколение». Областной организации ветеранов был вручён сертификат на 10 млн рублей. Эти средства пойдут на оказание помощи фронтовикам и труженикам тыла, проведение встреч с ветеранами, получение ими медицинских услуг, проверку жилищных условий, поздравления юбиляров и так далее.

Символично, что в середине июля будет восстановлено движение поезда Старый Оскол – Ржава – Курск – Москва. Об этом была достигнута договорённость врио губернатора области Вячеслава Гладкова и начальника ЮВЖД Павла Иванова.