«В Новокладовом, Курском и Бочаровке колодцы были, – вступает в разговор супруга Евгения Семёновича Александра Кондратьевна. – Из Лапыгино люди ходили в Курское за водой к Трифонову колодцу. А это почти три с лишним километра в один конец. Представляете, как нелегко приходилось, ведь воду несли на коромыслах».
Селяне почувствовали, что в хозяйстве начались пусть небольшие, но перемены. Но важно было, чтобы колхозники начали получать зарплату – на дворе 60-е годы, а они работают по трудодням, как в двадцатые и тридцатые – вместо денег расчёт получали натурпродуктом – хлебом. Работали от зари до зари, но не роптали. Нередко с восходом солнца над селом эхом разносились звонкие женские голоса – доярки ехали на ферму доить коров. После вечерней дойки возвращались усталые, но тоже с песней.
«Мне, наверное, просто везло, за что я благодарен судьбе, – продолжает Евгений Семёнович. – Как‑то приехал в Белгород на совещание, поселился в гостинице и познакомился с главным инженером по проектам из Воронежа. Разговорились. Он спрашивает: «У вас в колхозе электричество есть?» А на дворе 1962-й год. Отвечаю: «Откуда?». Тогда мне предложили за наличный расчёт сделать проект электрификации населённых пунктов».
Но как найти наличку, если в колхозе денег кот наплакал? Вернувшись домой, председатель посоветовался с главным бухгалтером Ниной Васильевной Кондауровой. Решили обратиться за кредитом в Сбербанк. Тогда он кредитовал организации под 3% годовых. С просьбой обратились к управляющему Сергею Алексеевичу Буркову. Он поддержал молодого председателя колхоза и распорядился выделить на проект пять тысяч рублей – огромные по тем временам деньги! Вскоре приехали специалисты из Воронежа, и работа началась. В 1964-м для электрификации сёл района была организована 26-я мехколонна. В связи с этим председателей колхозов пригласили в райком. Там объявили, что надо готовить проекты, чтобы в дома сельских жителей пришёл свет.
Первый секретарь райкома Василий Тихонович Руденко удивился, когда руководитель «Красной звезды» доложил, что у него проект уже готов. Не поверили в это и председатели других колхозов… Но скоро в Лапыгино, Курском, Бочаровке и Новокладовом в домах начали загораться яркие лампочки. Не помню, сколько мне было лет, но в память навсегда врезалось, как мы сидели с бабушкой у окна, а на столе чадила керосиновая лампа. В дверь кто‑то постучал, и вошедший в дом русоволосый хлопец сообщил, что нашей жизни в потёмках пришёл конец. В 1967-м все сёла «Красной звезды» были электрифицированы первыми в районе!
Улучшалась жизнь людей в быту, значительно был облегчён труд в животноводстве в связи со строительством водопровода и механизацией доения коров. От центрального водопровода провели воду в дома многие жители.
«Красная звезда» под руководством Евгения Степашова становилась многопрофильным хозяйством. Здесь выращивали пшеницу, кукурузу, ячмень, сахарную свёклу, помидоры и огурцы, подсолнечник, сеяли многолетние травы. Был здесь собственный сад, бахча, куда мы пацанами, бывало, наведывались. А ещё держали в хозяйстве крупный рогатый скот, лошадей, поросят, птичник. Росли доходы селян. В конце 60-х–начале 70-х в сёлах построили много новых домов. Начали исчезать из обихода стиральные доски, керосиновые лампы, примусы, керогазы и керосинки. Жители стали приобретать телевизоры, радиолы, магнитофоны, стиральные машины, холодильники. Появилась телефонная связь.
В 1969-м в Лапыгино, ставшем центральной усадьбой, построили двухэтажный Дом культуры. В нём разместились библиотека, сельсовет, почта, правление колхоза, отделение бытового обслуживания населения, буфет. Здесь проходили встречи, вечера художественной самодеятельности, лекции и беседы, торжественные проводы в ряды Советской армии, бракосочетания, просмотры кинофильмов, концерты и представления артистов. Были возведены сельскохозяйственные постройки на центральном току. В Курском построили четырёхрядный коровник на 200 голов…
«К этому мы шли постепенно, – продолжает Евгений Семёнович. – Конечно, собственных средств не хватало и приходилось брать кредиты. Но проценты были небольшие – рассчитывались вовремя».
Почти до середины 70-х годов прошлого столетия многие юные жители из Курского, Лапыгино и Бочаровки после окончания восьмилетки отправлялись на учебу в Котово. Там была средняя школа. Новокладовцы на поезде ездили учиться в город. Там училось не одно поколение моих земляков. Но на одном из совещаний члены правления колхоза решили построить в Лапыгино новую двухэтажную школу, где автору этих строк довелось заканчивать десятилетку. Открылась она в 1975 году. И сейчас здесь учатся мальчишки и девчонки из Бочаровки, Курского, Новокладового и Лапыгино…
Продолжение следует…