Если сказать кому‑то из молодёжи, что из Лапыгино и Курского в Старый Оскол когда‑то добирались по два с лишним часа, они вряд ли поверят: сейчас на это уходят считанные минуты. А ведь почти 50 лет назад так и было: в распутицу, чтобы попасть в город, приходилось использовать гусеничный трактор. Да и тот в чернозёме застревал. Секретарь райкома в поездке в село использовал два УАЗа, чтобы один другого вытаскивал из грязи…
Именно при Евгении Степашове, казалось, безнадёжно отсталое хозяйство не только крепко встало на ноги, но и вышло в передовики. Мы попросили Евгения Семёновича рассказать о тех годах. Ведь это наша история, дети, внуки и правнуки должны знать, в каких условиях работали их деды и прадеды.
Евгений Степашов родился в селе Удобном Горшеченского района в многодетной семье. Его отец работал директором школы. Мать рано ушла из жизни.
«Однажды в деревне загорелась хата, и все, кто мог, побежали её тушить, – вспоминает Евгений Семёнович. – Дело было зимой в сильный мороз. Воду передавали по цепочке. Мама в суматохе облилась и заболела крупозным воспалением лёгких. Тогда в деревне не было ни пенициллина, ни других лекарств. Умерла она в 35 лет. Нас осталось пятеро, мал мала меньше: три брата и две сестры. Лиха, конечно, хватили – приходилось и полоть, и косить, и скотину кормить… Я после седьмого класса пахал свой и бабушкин огороды».
Успешно окончив семилетнюю школу, Евгений поступил в Купинский сельскохозяйственный техникум, что в Харьковской области. Затем три года служил в авиационных войсках в киргизском городе Ош. На военной фотографии почти 60-летней давности – красавец-старшина, чем‑то напоминающий знаменитого Николая Сличенко в молодости – такой же смуглый, красивый и подтянутый.
«В моём подчинении было 180 человек, – рассказывает Евгений Семёнович. – Мне командир учебного подразделения полковник Блин говорил, что прослужил 40 лет в армии, но впервые видит, чтобы старшиной роты был срочник. В части знали, что на меня можно положиться».
Это его качество – надёжность – стало для Евгения Степашова определяющим и в жизни, и в карьере: назначая его на ту или иную должность, знали – не подведёт.
После армии Евгений поступил в Тимирязевскую сельхозакадемию, потом перевёлся на заочное обучение в Воронежский сельхозинститут. Работал в Старооскольском райкоме комсомола, затем его направили заместителем председателя колхоза «Новый мир» Гуменского сельсовета и одновременно назначили секретарём местной парторганизации. Контора правления находилась недалеко от храма Александра Невского.
«Был март, а председателя колхоза неожиданно отправляют в отпуск, – вспоминает Евгений Семёнович. – Конечно, я удивился: как так – ведь на носу посевная. А мне говорят, будешь исполнять обязанности председателя. Отвечаю, мол, с хозяйством не успел познакомиться. В ответ – ничего страшного, справишься».
Должность председателя колхоза тогда занимал Андрей Кузьмич Черных. По словам Степашова, человек, в общем‑то неплохой, но что‑то у него не получалось.
Весенний сев исполняющий обязанности председателя провёл в срок. Поля тогда, в 50-е годы, находились на месте нынешних микрорайонов Приборостроитель, Горняк, Интернациональный, Весенний… Секретарь райкома несколько раз приезжал проверять, как идут весенние полевые работы. Позже выяснилось: Степашова планировали назначить председателем «Нового мира» и организовать на базе колхоза опорно-показательное хозяйство. В те годы претендентов на должность председателя колхоза вызывали для собеседования в обком партии. Но там предложение райкома не оценили: нельзя, чтобы в показательном хозяйстве «безусый учил бородатых»! Мол, молод ещё.
А вот для назначения в другие колхозы дали добро.
«Как‑то вижу, ГАЗ-21 – «Волга» едет. Она была единственной в районе, – рассказывает Евгений Семёнович. – Думал, это первый секретарь райкома Василий Тихонович Руденко опять пожаловал. Но оказалось, что он прислал за мной машину – на бюро райкома партии. Ехал я и размышлял – может, что не так сделал? Для меня было полной неожиданностью, когда объявили, что райком решил рекомендовать меня для назначения на должность председателя колхоза «Красная звезда». Тогда им руководил Яков Иванович Кривошеев. Отправился я на согласование к секретарю обкома партии по сельскому хозяйству Михаилу Дмитриевичу Хитрову. Он побеседовал со мной и вынес решение о согласовании. При этом просил не забывать, что я – пробный камень в области. Если не подведу, то обком продолжит назначать молодых (мне тогда было всего 25 лет), а нет – значит, придётся по‑прежнему «пахать» на стариках. Ответственность на меня ложилась огромная».
У Евгения Степашова навсегда остался в памяти холодный март 1961 года. Шло колхозное собрание, где его избирали председателем. Сотни глаз сверлили парня: что ты нам готовишь, не слишком ли молод? А задали всего один вопрос: будет ли оплачен труд колхозников за минувшие два года?
И председатель ответил, что никому не дано право бесплатно эксплуатировать людей. Долги будут погашаться по мере продажи продукции.
В первые годы молодому руководителю приходилось снимать угол у семьи Ансимовых из Лапыгино.
«Утром проснулся, спрашиваю у хозяйки воды, чтобы умыться. Она в ответ: «Видишь, ветра нет, поэтому и воды нет». Мне как‑то не по себе стало, – вспоминает с улыбкой Евгений Семёнович. – Вышел и думаю – Кривошеев специально поселил меня к недалёким людям, чтобы посмеяться надо мной. Но оказалась, что это умнейшая семья! Иду по селу, смотрю, люди стоят с вёдрами. Конечно, заинтересовался, что они делают… Мне рассказали, что, как только подует ветер, все хватают вёдра и бегом к ветряку – с его помощью, оказывается, воду качали. – Ветер есть – воду пьём, нет ветра – сидим без воды, – поделились проблемой селяне. Пришёл в контору, вызвал механика Николая Ивановича Рудакова. Говорю: «Видишь, как люди воду берут? Надо поставить какой‑нибудь движок и ёмкость для сбора воды».
Но на счетах колхоза – ни копейки. В свой первый рабочий день председатель объехал всё хозяйство. Впечатления были не из приятных – разруха. На одной из ферм увидел в стойле быка. Животное продали, а на эти деньги купили пятикубовую ёмкость, а потом и о движке позаботились. Так и решили проблему.