Local Logo
93.69
-0.26
+32 °С, ясно
Белгород

Археологи продолжат поиски следов скифов в Котенёвке

29 апреля 2019, 18:20История
Фото: pixabay.com

Старооскольская земля богата не только чернозёмом и полезными ископаемыми, но и объектами культурного наследия, сохранившимися в земле с древнейших времён.

Согласно ч. 3 ст. 44 Конституции РФ каждый обязан заботиться о сохранении этого наследия, беречь памятники истории и культуры. В соответствии с законом под объектами археологического наследия понимаются частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека в прошлых эпохах. Это городища, курганы, могильники, погребения, селища, стоянки, каменные изваяния, наскальные изображения.

В 2016 году археологи Белгородской археологической экспертизы обнаружили на старооскольской территории несколько поселенческих памятников, в том числе так называемую «Котенёвку селище-5». Котенёвское селище относится к скифскому времени эпохи раннего железа VI–IV века до н. э. и салтово-маяцкой культуры VIII–начала X веков.

Кто такие скифы? «Народ, возлюбивший буйство и войну», как писал о них поэт. Несмотря на большую работу археологов, раскопавших множество скифских курганов и поселений, у нас нет пока ответа даже на основные вопросы, касающиеся истории скифов. Они не оставили свидетельств о себе, потому что не имели письменности. Неизвестно во многом их происхождение. До сих пор ожесточённо спорят об уровне их развития. Из сообщений ассирийцев, иудеев, греков и римлян известно: это был необузданный и жестокий народ, получавший удовольствие от войн, набегов и грабежей, скифы снимали с врагов скальпы…

На нашей земле жили и другие древние народы. Кроме Котенёвского, несколько подобных селищ открыто и в районе Верхне-Чуфичево. Большинство этих памятников расположены на земельных участках, отводимых под хозяйственное освоение. Своевременное выявление и постановка на учёт позволило спасти их от разрушения, сохранив для будущих поколений бесценный источник знаний по древнейшей истории нашего края и мировой культуры.

Но, к сожалению, не все памятники оказались в безопасности. В частности, Котенёвское селище залегает в зоне разработок отвалов Стойленского ГОКа. Когда эти разработки начинались, никто ничего ни про какие древности слыхом не слыхивал. Ведь археологические исследования в наших местах не проводились. А когда в 2016 году захоронения были обнаружены, этот участок уже со всех сторон был окружён отвалами и прочими результатами производственной деятельности. Плодородный слой был уже нарушен. Сразу встал вопрос о приостановке горных работ в этом месте и проведении археологических раскопок.

В проекте разработки и развития карьера запланировали спасательные полевые работы для сохранности объекта федерального значения.

А пока на высоком уровне всё это вносили и согласовывали, горные работы продолжались, ведь их так сразу не остановишь. В итоге горняки заехали на участок передвижной железнодорожной веткой. В общем, недоглядели. Представители комбината заверили, что примут все меры для исправления ситуации и предотвращению причинённого вреда. Совместно с археологами горняки проведут в этом году до сентября полевые работы, о чём заключено соответствующее двухстороннее соглашение между Стойленским ГОКом и Белгородской археологической экспертизой.

Это поучительная история. В былые времена этой теме не придавалось особого значения, и ни про каких скифов и прочих неандертальцев не вспоминали. Но были и исключения. Множество костей динозавров и зубов доисторических акул, найденных в Стойленском карьере, довелось мне увидеть в археологическом музее рудоуправления комбината, созданном тамошними энтузиастами.

Теперь к историческому наследию отношение иное. Даже дорогу к Крымскому мосту строители перенесли, чтобы не повредить места археологических работ. Мы тоже небезучастны к истории. Этой весной начнутся раскопки на Котенёвском селище. Что там собираются найти? Руководитель Белгородской археологической экспертизы Андрей Божко настроен на деловой лад, каких‑то сенсаций не ожидает.

«Чего‑то конкретного мы не ищем. Полевые работы будут иметь исследовательский характер. Может, найдём остатки строений, посуды, предметы быта, оружие, которым славились воинственные скифы. Со стойленцами у нас сложились нормальные деловые отношения. Они заинтересованы в том, чтобы работы были проведены оперативно, и сейчас ведут подготовку к ним, ведь нам нужна чистая площадка без всяких рельсов и шпал», – рассказал Андрей Александрович и пригласил «Зори» побывать на раскопках, которые начнутся в мае.

Нашли опечатку в тексте?