Сталевар электропечи электросталеплавильного цеха Оскольского электрометаллургического комбината им. А. А. Угарова Виталий Жильников получил почётное звание «Человек года Металлоинвест» и стал победителем новогоднего рейтинга ОЭМК в номинации «Гордость цеха». В 1997 году Виталия приняли в электросталеплавильный цех шихтовщиком третьего разряда. Работа не самая простая. Были варианты перевода на другие участки, но амбициозному парню хотелось участвовать в выплавке металла.
Больше 20 лет назад Жильников попал на четвёртую печь третьим подручным к известному сталевару Александру Боровенскому. Делал замеры температуры, отбирал и отправлял пробы металла, занимался разгрузкой и погрузкой материалов. В бригаде был и вторым, и первым подручным. Учился у Боровенского и другого знаменитого сталевара Виктора Чиркова. Виталий и по сей день помнит, как ему в первый раз доверили провести плавку — выпустить 150 тонн жидкого металла! Сильно волновался, что не успеет за всем уследить. Но всё получилось.
«Радовался ли я? Не то слово! У меня будто крылья за спиной выросли!», — вспоминал Жильников.
Сейчас Виталий работает на первой печи. У него самый высокий, восьмой, квалификационный разряд. Но опытный сталевар до сих пор учится. Ведь нет одинаковых смен и одинаковых рецептов сталеварения. Каждая плавка (а за смену их бывает до десяти) — большое напряжение.
Жильников постоянно на ногах. Делает расстановку сил у подручных. Контролирует работу оборудования на рабочей площадке у печи, где тысячеградусный жар. Следит за множеством параметров через мониторы компьютеров. Конечно, сейчас на ДСП есть и «умная дуга», и другие современные механизмы. Но главным по‑прежнему остаётся человек.
«Сталевар должен знать на отлично химию сталеварения, технологию каждой марки стали, — уточнил Жильников. — Это как сварить борщ — нельзя пересолить и недосолить. Кроме того, надо правильно рассчитать количество окатышей, не затратить лишнюю электроэнергию во время плавки и не допустить перерасхода электродов. Я уже по звуку определяю, как работает печь. Монотонно мурлычет — всё хорошо. Начинает рычать — жалуется: что‑то неладное — завал окатышей или резко выросла температура…»
Виталий — ещё и уполномоченный по охране труда профкома. Следит, чтобы коллеги носили защитные очки, «суконки», респираторы, рукавицы — в общем, были в горячем цехе при полной амуниции. Непременно записывает в журнал замечаний, что необходимо убрать или отремонтировать. В своих приоритетах Жильников бескомпромиссен. «Первая печь во всём должна быть первой», — повторяют вслед за ним коллеги.
«Самая большая радость для сталевара — когда выполнили задание, день прошёл без происшествий, все живыми и здоровыми отправились после смены домой, — сказал Человек года. — А самая большая гордость — видеть, как сталь-ковш доставляет на разливку металл. В такие моменты я испытываю чувство особой радости и душевного подъёма».