Александр Козлов начал работать в Белгородэнерго в 1993 году. Устроился электромонтёром на подстанцию 330 кВ Губкин. Через год перевёлся диспетчером в Северные электрические сети. Сегодня он продолжает трудиться старшим диспетчером участка оперативно-технологического управления городской сетью Старого Оскола диспетчерской службы Центра управления сетями филиала ПАО «Россети Центр» – «Белгородэнерго». На его глазах шла модернизация энергетического комплекса области.
Он вспоминает, как осуществлялось управление сетями в 1994 году. Тогда приходилось одновременно следить за пятью районами: Чернянкой, Новым Осколом, Губкиным, Корочей и Старым Осколом.
«Связь в то время была гораздо хуже: радиорелейка, по проводам, – рассказал Александр Козлов. – Я видел, как мы двигались вперёд – к цифровизации. Сейчас связь стала гораздо надёжнее. Появилось видеонаблюдение. Диспетчер смотрит, что происходит на местах, например, как работает бригада. А телеуправление позволяет с компьютера дистанционно включать или выключать для проведения ремонта оборудование подстанций».
«Белгородэнерго» завершило проект по обеспечению всех районов электрических сетей цифровой оперативно-диспетчерской связью в 2020 году. Устаревшие аналоговые системы полностью заменены на цифровые, а зона покрытия цифровой радиосвязью составила 100% территории Белгородской области.
В прошлом году в Старом Осколе заработал новый современный диспетчерский пункт управления электросетями. Его по праву можно назвать энергетическим сердцем округа. Сюда стекает информация с территории Старооскольского и Губкинского городских округов по всем аварийным отключениям, заявкам и жалобам.
Диспетчеры здесь работают круглосуточно, по пять человек в смену. Они владеют всей ситуацией, которая происходит на сетях электроснабжения в режиме онлайн.
«Если у потребителя отключается энергия, мы сразу это видим, отправляем на место бригады и в течение короткого времени всё восстанавливаем, – отметил в интервью начальник участка оперативно-технологического управления городской сетью Старого Оскола диспетчерской службы Центра управления сетями филиала ПАО «Россети Центр» – «Белгородэнерго» Сергей Часовских. – Время ликвидации аварий сократили почти в два раза, намного быстрее стали реагировать на все жалобы. Кроме того, контактируем со службой 112. В диспетчерский пункт стекается много информации от разных источников, которые мы можем анализировать».
Сергей Часовских работает в «Белгородэнерго» уже 16 лет. Начинал электромонтёром по эксплуатации сетей наружного освещения. Его усердие заметили, перевели в оперативно-выездную бригаду. Позже стал диспетчером, затем начальником участка.
«За прошедшие 16 лет наша компания сильно изменилась в лучшую сторону, – считает Сергей Часовских. – Появилось много новой техники. Обновляется оборудование, приходят высококвалифицированные специалисты. Мы делаем всё от нас зависящее, чтобы сохранялась бесперебойная работа социальных объектов и промышленных предприятий, а в домах жителей был комфорт и уют».
В зоне ответственности старооскольских диспетчеров свыше восьми тысяч километров ЛЭП и более двух тысяч трансформаторных подстанций. Для контроля над такой большой территорией установлен новейший программно-аппаратный комплекс отечественного производства. Если раньше диспетчеры работали по звонку потребителей, а диспетчерские центры не до конца были оснащены средствами видеосвязи и автоматики, то сейчас новые технологии позволяют контролировать и прогнозировать нагрузки в сети, работать не по факту совершения аварий, а на их предупреждение. Под контролем система управления наружным освещением, передвижение автотранспорта как эксплуатационных бригад, так и оперативно-выездных.
Цифровизация идёт в «Белгородэнерго» и в других подразделениях. Энергетики убеждены: в результате производительность труда повысится на 30%, а количество аварий снизится на 40%.