Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
10:31, 20 июня 2018

Медпомощь онлайн. Телемедицинский центр появится в Старом Осколе

Медпомощь онлайн. Телемедицинский центр появится в Старом ОсколеФото: Ирина Фёдорова
  • Вопрос-ответ
  • «Зори»

В редакцию позвонили взволнованные читатели с новыми вопросами, касаемо реформы здравоохранения. Мы их адресовали и. о. главного врача горбольницы № 2 Светлане Немцевой.

— Бдут ли на месте наших медучреждений делать платные центры? 

«Окружная больница, которую мы создаём, – это областная государственная организация. Её учредитель – департамент здравоохранения, – отвечает Светлана Немцева. – Средства выделены из областного бюджета. На ремонт трёх поликлиник – 350 млн рублей, на оборудование – 90 млн, на оснащение кабинетов врачей общей практики – 34,5 млн рублей. Никаких платных центров создавать мы не намерены.
Закрывать ничего не собираемся. Но реформа необходима. Проект «Управление здоровьем», который реализуется в нашей области, предполагает улучшение качества медпомощи населению, повышение ответственности врача за здоровье пациента. Мы создаём офисы врачей общей практики, но у нас не хватает этих специалистов: в ЦРБ их всего 77%, а в ГБ №1 и №2 – 50%. Та же картина с медоборудованием. В одной больнице есть отличный аппарат УЗИ, а в другой – классом ниже. И получается, что для части пациентов диагностика лучше, для других – хуже. Этого неравенства не должно быть». 

— В чём же суть грядущих в старооскольском здравоохранении перемен? 

«Сегодня обе горбольницы и ЦРБ – отдельные юридические лица, – поясняет Светлана Алексеевна. – Преобразования предусматривают их объединение в единое целое. Кроме того, мы несколько изменим профиль медучреждений, чтобы пациенты могли получать медпомощь на высшем уровне. Как дела обстоят сейчас? Приведу пример. В поликлинике ремонт, чтобы строители могли спокойно работать, мы закрываем кабинет флюорографии. А куда направлять пациентов? Логично договориться с другой поликлиникой. Главврачи идут навстречу, понимая ситуацию. По закону мы должны заплатить за использование чужого флюорографа. А если бы все поликлиники находились в одной системе, проблемы бы не было. То же самое с узкими специалистами. В едином комплексе всегда будет врач, который примет пациентов». 

— Сейчас пациенты распределены по трём больницам: к первой относятся жители юго-западной части, ко второй – юго-восточной, к ЦРБ – сельской территории и частного сектора. Как будет при новой системе? 

«Поликлиники пока сохранят это распределение. Но позже мы проведём оптимизацию внутри округа и, вероятно, часть жителей сёл, которым далеко ездить в ЦРБ, прикрепим к другим поликлиникам. Основные изменения ждут стационары. Мы планируем перепрофилировать больницы, чтобы по максимуму использовать их потенциал. Сейчас «скорая» одни сутки возит пациентов в одну больницу, следующие – в другую. Каждая для этого должна обеспечить круглосуточно работающие посты: рентген, лабораторию, УЗИ, дежурных врачей из разных отделений. Для больниц это серьёзная нагрузка. Причём порой в дежурной больнице не могут оказать помощь из‑за отсутствия каких‑либо лекарств или медтехники. Не секрет, что случаи, когда пациента катают между больницами, происходят не так уже редко. Поэтому я предлагаю следующее. Больница №2 – самая крупная и новая из городских. Кроме того, она не достроена до конца, и если завершить строительство, то появится возможность открыть новые отделения и развернуть дополнительные операционные». 

Светлана Немцева рассказала, что по проекту в ГБ №2 разместится центр срочной медпомощи. Только сюда «скорые» будут привозить пациентов. Здесь разместится хирургический блок, лаборатории, УЗИ, рентген и так далее. По‑прежнему будут функционировать отделения терапии, инфекции, пульмонологии, эндокринологии и другие.

«Исключение – подозрения на проблемы с сердечно-сосудистой системой, – пояснила Светлана Алексеевна. – Пациентов сразу будут отвозить в горбольницу №1, где уже давно работает первичное сосудистое отделение, оборудованное для диагностики и лечения инфарктов и инсультов, а в этом году начала работу и Клиника сердца. Травмпункт останется на своём месте. А здание, где сейчас приёмный покой, будет передано детской больнице». 

— Что же будет с поликлиникой этого медучреждения? Её перевели в другое здание, и пожилые люди жалуются, что им теперь очень тяжело ходить от остановки. 

«Сейчас там идёт такой же масштабный ремонт, как и в поликлинике на новом городе. А с 1 января учреждение вернётся в своё здание, и всем снова будет удобно до неё добираться. Направлять же в больницы или к узким специалистам терапевты и врачи общей практики будут не по приписке, а по тому, где есть нужный специалист или медтехника для обследования, независимо от того, в каком здании они размещаются. Есть ещё одна идея, пока на стадии разработки. Пример я увидела в Казани. Там создали круглосуточные диагностические центры. Это удобно и для врачей, и для пациентов. Когда все медучреждения объединены в общую систему, то в этом нет ничего невозможного». 

Изменения с лёгкой руки и. о. главврача происходят уже сейчас. В холле на первом этаже поликлиники №2 появился регистрационный центр, который облегчил людям получение информации и запись на приём. На очереди – создание телемедицинского центра. Оказание медпомощи онлайн регулируется законом. Все консультации имеют юридическую силу, а рекомендации доктора вносятся в медицинскую карту пациента. Пока отдельного помещения под такой центр нет, но узкие специалисты уже начали консультации онлайн для медиков сельских территорий. Первым стал врач общей практики Дмитрий Давиденко. К нему на приём пришла пациентка с результатами МРТ. Для расшифровки ей нужно было попасть на приём к неврологу. Однако очередь к этому специалисту довольно большая. Дмитрий Леонидович по специально выделенному и защищённому каналу видеосвязи вызвал невролога Любовь Брагину. Она посмотрела результат МРТ в электронном варианте, который был сброшен ей на компьютер, и дала рекомендации. Пациентке не пришлось ехать в город и отстаивать длинную очередь.

В дальнейшем врачи общей практики и терапевты смогут получать такие консультации для своих пациентов в местных туббольнице, кожвендиспансере и так далее, а затем и в областных больницах. 

Работать будем по‑новому

Светлана Немцева отметила, что необходимо создавать новую организационную культуру. 

«Нужна чётко и грамотно построенная, выверенная и учитывающая местные условия система. Как только люди к ней привыкнут, втянутся, она заработает и будет сама себя поддерживать и регулировать. Это придумала не я, уже наработан в этой сфере колоссальный опыт как западными коллегами, так и российскими. Для хорошего управления мы должны разработать и написать свои правила – единые для всех без исключения. А затем следить за их неукоснительным исполнением. Тогда весь персонал точно знает, какие у каждого из них должностные обязанности и где пролегают границы ответственности. По закону время ожидания в приёмном покое не должно превышать двух часов. За это время медики обязаны решить, отпустить или госпитализировать человека. Мне недавно позвонил родственник одного пациента, который провёл в приёмном покое более пяти часов. Почему нарушают уже прописанные правила? Будем разбираться. Так появляется новая организационная культура, в которой коллектив работает, как единый организм. В областных больницах, где я работала, именно так все организовано. И я на личном опыте убедилась, что такая система работает на благо пациентов и медиков». 

Коснулись мы и вопроса нехватки врачей в округе. Не секрет, что у нас заполнено всего 64% вакансий. 

«Самое трудное – это найти достаточно врачей общей практики, которые постепенно заменят терапевтов, чьих полномочий уже не хватает для работы в современных условиях, – говорит Светлана Немцева. – Врач общей практики может лечить лёгкие офтальмологические, неврологические и другие заболевания. Это уменьшает очереди к узким специалистам и удобно как для пациентов, так и для врачей. Кстати, за два месяца работы в Старом Осколе, я привлекла пятерых докторов. Трое уже работают, приезда двоих мы ждём. Но нагрузку на терапевтов можно снизить уже сейчас. Я предложила им выполнить картирование участков. Жителей делим условно на несколько категорий: первая – здоровые, вторая – условно здоровые, третья – требующие постоянного внимания и четвёртая – тяжёлые пациенты. После этого разделения врачу становится понятно, за кем нужен особый присмотр, каких специалистов необходимо задействовать. И не нужно разрываться на части, пытаясь объять необъятное». 

Чтобы привлечь врачей в наш округ, необходимо выполнить несколько условий: обеспечить достойную зарплату, профессиональный рост, хорошую материально-техническую базу в медучреждениях и – если необходимо – жильё. Решить жилищные проблемы помогает муниципалитет: врачам и медсёстрам по мере возможности предоставляют служебные квартиры либо комнаты в общежитиях. 

«Очень хочется быстрых перемен к лучшему, – улыбается Светлана Алексеевна. – И они происходят. Областной бюджет выделил деньги на ремонт, оборудование, и они уже поступают. Но главные перемены должны произойти в сознании людей. Одна я мало что могу сделать, нужна команда инициативных единомышленников. И, знаете, она постепенно создаётся. Люди видят, что по‑старому работать нельзя, и готовы трудиться, чтобы обеспечить пациентам наилучшие помощь и лечение». 

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×