Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
13:12, 28 марта 2019

Специалисты Роспотребнадзора ответили на вопросы студентов

Специалисты Роспотребнадзора ответили на вопросы студентовФото: Светлана Пивоварова
  • Статья

Встреча с учащимися СОФ НИУ «БелГУ» в рамках Всемирного дня защиты прав потребителей прошла в Центральной библиотеке им. А.С. Пушкина.

О том, как правильно действовать, если приобретённый товар оказался некачественным или не устроил по каким‑либо причинам, ребятам рассказали главный библиотекарь отдела правовой и социальной информации Пушкинской библиотеки Татьяна Бирюкова, главный специалист-эксперт территориального отдела управления Роспотребнадзора по Белгородской области в Старооскольском районе Мария Колесникова и ведущий специалист управления развития потребительского рынка и защиты прав потребителей администрации округа Елена Каратеева.

«Такие встречи у нас проходят ежегодно, – рассказала нашей газете заведующая отделом правовой и социальной информации библиотеки имени А.С. Пушкина Елена Коробкина. – Сегодня речь пойдёт об «умных» цифровых устройствах».

От Татьяны Бирюковой ребята узнали, что смарт-устройства – это не только привычные смартфоны.

«В переводе с английского слово «смарт» означает «умный, быстрый, сообразительный», – напомнила Татьяна Васильевна. – Смарт-устройства связаны друг с другом и с Интернетом. Эта глобальная сеть смарт-устройств также известна как технология интернет-вещей. Умные устройства умеют подключаться к беспроводной сети и позволяют пользователям управлять ими удалённо при помощи смартфонов и планшетов».

Считается, что первое такое устройство создал ещё в 1989 году американский технолог Джон Ромки. Это был тостер, который можно было включить и выключить через Интернет. И если сейчас большую часть покупок в Интернете делает пользователь, то в перспективе значительную часть их смогут осуществлять сами устройства в соответствии со специальными алгоритмами. Уже давно не является фантастикой концепция умного холодильника, который отслеживает запасы еды и сроки годности и сам размещает заказы на продукты в близлежащем супермаркете.

Умные устройства относятся к категории технически сложных товаров и по закону возврату не подлежат, если в них нет существенных производственных дефектов.

«За прошлый год в наш территориальный отдел Роспотребнадзора поступило 75 жалоб на реализацию технически сложных товаров, из них 17 – на продажу смарт-устройств, в том числе три жалобы на iPhone, – рассказала Мария Колесникова. – Кстати, уже более трёх лет граждане активно используют возможность подать жалобу в электронном виде – адрес почты можно найти на нашем сайте. Каждую жалобу мы рассматриваем индивидуально, но хочется всех предостеречь, что смарт-устройства, если оно надлежащего качества, но просто вам разонравилось по каким‑то параметрам, вернуть нельзя».

Расторгнуть договор купли-продажи можно лишь при наличии производственного дефекта в течение 15 дней после покупки. Если дефект был выявлен в течение гарантийного срока, но после 15 дней со дня покупки, то будьте готовы к тому, что продавец предложит вам провести ремонт по гарантии в течение 45 дней. Однако Роспотребнадзор борется за права потребителя и старается доказать, что каждый дефект существенен, чтобы продавец вернул деньги за товар, доходим до суда, особенно если цена за товар высокая, как это было с iPhone. Совет покупателям – перед тем как купить технически сложный товар, необходимо внимательно изучить его характеристики, узнать, кто производитель, прочитать отзывы о товаре тех, кто его уже приобрёл и пользуется им. Каждый такой товар должен иметь инструкцию на русском языке, где указана информация не только о его характеристиках, но и о производителе.

Мария Васильевна рассказала и о поправках законодательства: с 1 января текущего года потребитель, купивший некачественный товар – будь то техника или продукты – обязан в первую очередь обратиться с жалобой в магазин, отправив заказное письмо с уведомлением, а затем уже в компетентные органы, если продавец не отреагировал. Факт обращения к продавцу является основанием для дальнейшего рассмотрения данного случая правозащитными структурами, например, Роспотребнадзором. Кроме того, согласно статье 18 закона «О защите прав потребителей» покупатель имеет право при желании присутствовать при проведении независимой экспертизы. Также у потребителя есть право оспорить экспертизу в суде, если он считает, что она проведена неверно.

В завершение встречи студенты ответили на вопросы теста о том, какие товары и в течение какого срока можно вернуть продавцу или обменять, как себя вести в случае покупки некачественных товаров. Лучше всех с этой задачей справилась Вероника Поповкина, студентка факультета СПО, будущий учитель начальных классов. Вероника призналась, что ещё в школе № 27, готовясь к экзамену по обществознанию под руководством учителя Галины Батищевой, хорошо изучила закон «О защите прав потребителей». За эрудицию Веронику наградили шоколадной медалью.

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×