Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
13:04, 02 сентября 2017
 881

От винта! Старооскольский пилот организовал авиаклуб в селе Чужикове

От винта! Старооскольский пилот организовал авиаклуб в селе ЧужиковеФото: Светлана Пивоварова
  • Интервью

Сергей Макушенко рассказал, как научился управлять самолётом.

Легко, словно большая птица, оторвался от земли и взмыл ввысь «Авиатика-890», оставляя под собой остроконечные верхушки долговязых сосен. С упоением купаясь в небесной лазури, как дельфин в море, этот сверхлёгкий самолет совершает головокружительные пируэты – переворот через крыло, бочку и даже мёртвую петлю. Заходящее солнце расцвечивает розовым крылья, хвост и фюзеляж, словно огромный прожектор, следящий за выступлением артиста. Но вот машина делает большой круг и идёт на снижение. Земля совсем близко, и самолёт быстро летит у самой её поверхности. Наконец, шасси коснулись августовского разнотравья. Рычание мотора стало ослабевать, и крылатый зверь замер на аэродроме на опушке леса. Пилот, улыбаясь, расстегнул ремни безопасности и снял шлем.

— Как ощущения? – спросила я.

— Сейчас уже, конечно, не так захватывает дух, как раньше. Но каждый полёт для меня – большая радость. Окунаешься в это бездонное небо, рассекаешь воздух, чувствуешь, как его потоки держат крылья самолета – это такие ощущения, которые затмевают все земные каждодневные заботы, дают новый заряд душевных сил, – говорит руководитель авиаклуба «Пустельга» Сергей Макушенко.

Сергей Макушенко о полётах мечтал с детства. Но всю жизнь работал в сфере строительства и впервые окунулся в небо уже в зрелом возрасте. На сверхлёгких самолётах и дельталётах летает уже лет шесть. Организовал свой авиаклуб в селе Чужиково, где вместе с единомышленниками собирает летательные аппараты, вновь и вновь покоряет небо и дарит радость полёта всем желающим.

— Начинал я в авиаклубе «Сокол» в селе Котово, – рассказывает Сергей Владимирович. – Сначала учился летать на дельталётах. Это моторные летательные аппараты с гибким треугольным крылом, оснащенные шасси. Пока учился, даже раза три упал. Пилоты нашего авиаклуба летают также на парапланах и паралётах. Параплан – без мотора с неподвижным крылом. А паралёт оснащён двигателем и колёсной тележкой, в которой располагается пилот. Такие аппараты мы собираем сами. Делаем даже самолёты. Этот – «Авиатика-890» – заводской. Он, как видите, одноместный. Ещё одну такую же машину, но двухместную, в которой можно возить пассажира, я сделал сам. Сейчас два самолёта – «Авиатика» и «Бекас» с нашими пилотами работают за пределами области – опыляют поля.

Сергей Макушенко рассказал, как научился управлять самолётом. Оказывается, этим мастерством он овладевал самостоятельно.

— Когда я собрал двухместную «Авиатику-890», не умел на ней летать. Сначала ездил по полю. Потом начал разгоняться, попробовал поднимать переднее колесо, подскакивать – отрываться от земли. Затем пролетал по несколько метров над землёй. И, наконец, однажды отважился – потянул штурвал на себя и… взлетел сразу на десять метров. Смотрю – впереди лес, сесть уже некуда, раздумывать некогда. Дал газу до конца и взмыл над верхушками сосен, сделал круг и вернулся на своё поле, понемногу снизился и приземлился.

— А пируэты тоже сами учились делать?

— Да, самостоятельно научился делать все фигуры высшего пилотажа. Сначала пробовал поворачивать самолёт на бок, потом ещё сильнее – пока он не перевернётся вверх шасси. Так учился делать петли. Затем смог сделать разворот на горке. А когда решился на петлю Нестерова – или мёртвую петлю – самолёт заглох вверх ногами. К счастью, тогда я уже умел планировать и удачно вышел из этой ситуации. Но самая страшная фигура – это штопор. Каждый пилот обязан уметь выводить самолёт из штопора, потому что воздушное судно может оказаться в такой ситуации непроизвольно, когда случается нештатная ситуация и самолёт начинает терять скорость. Нужно понимать, что происходит в этот момент: при снижении скорости держащий машину набегающий поток под крылом самолёта начинает срываться, и самолёт становится неуправляемым, его начинает закручивать, и он падает. В этом случае нужно убрать газ и постараться остановить вращение, направить его в противоположную сторону, а затем можно спланировать даже при заглохшем двигателе. Такие навыки необходимы пилотам гражданских самолётов, ведь большинство падений таких воздушных судов связано с тем, что самолёт входит в штопор при снижении скорости.

— На какую высоту поднимались и с какой скоростью обычно летаете?

— На высоту четыре километра. А самолёт развивает скорость в среднем 130 километров в час.

— В какую погоду и время года лучше всего летать?

— Конечно, в безветренную погоду или при минимальном ветре до 8–10 метров в секунду на самолёте и до 5 метров в секунду на дельталёте. Сейчас, в конце лета – начале осени, устанавливается самая благоприятная погода для полётов. Осенью, конечно, и пейзаж красивее смотрится с высоты – леса превращаются в богатую палитру.

— В клубе вы катаете на самолётах всех желающих, обучаете летать самостоятельно…

— Да, мы организуем экскурсионные полёты над округом. Желающих полетать много. А тех, кто хочет управлять самолётом самостоятельно, этому мастерству обучает наш пилот-инструктор Виктор Брюховецкий – майор ВВС. Во время военной службы он летал на самолётах «МиГ-21», «МиГ-23» и «МиГ-29». Под его присмотром обучаемый должен налетать 50 часов, затем совершить определённое количество самостоятельных вылетов. На каждого обучаемого заводится лётная книжка, в которой фиксируются все его занятия и вылеты. В конце обучения нужно пройти врачебно-лётную комиссию и сдать экзамены, чтобы получить допуск к самостоятельным полётам.

— Какие экзамены нужно сдать и какие документы получить, чтобы с полным правом летать на самолётах?

— Экзамены принимает представитель Федерального агентства воздушного транспорта – Росавиации. Мы его приглашаем на наш аэродром. Нужно сдать экзамены по самолётовождению, навигации, юридическим вопросам. Будущий пилот должен также пройти врачебную лётную экзаменационную комиссию (ВЛЭК), результаты которой заносятся в специальную медицинскую карту. После всей этой процедуры он получает пилотское удостоверение. Я тоже сдавал такие экзамены и получил документы. Также мы зарегистрировали свои самолёты в Росавиации, получили на них государственные номера, каждый самолёт проходит технический осмотр, после которого на него выдаётся сертификат лётной годности.

Показательные выступления пилотов авиаклуба «Пустельга» старооскольцы часто видят на городских праздниках. Сергей Макушенко и его коллеги постоянно принимают участие в праздновании Дня Воздушно-десантных войск в Старом Осколе. И в нынешнем году их пируэты тоже стали прекрасным украшением этого праздника.

Пока мы общались с Сергеем Макушенко, наблюдали за работой его коллег в ангаре. Геннадий Самойлов и Юрий Попов собирали крыло нового дельталёта. Они тоже влюблены в полёт. Геннадий Самойлов служил в морской авиации, а Юрий Попов, подполковник в отставке, – в Военно-воздушных силах РФ, летал на военно-транспортных самолётах «Ан-8», «Ан-12», «Ан-22», «Ил-76». У них в работе ещё один летательный аппарат: уже на протяжении нескольких лет пилот авиаклуба Игорь Лаптиев и другие энтузиасты собирают сверхлёгкий «Челленджер» – по фотографии, внося свои конструкторские коррективы.

Я попросила Сергея Макушенко ещё раз пролететь на «Авиатике» для того, чтобы сделать несколько снимков. «От винта!» – по традиции выдохнул пилот, и громкая птица вновь взвилась над макушками высоких сосен, петляя в гаснущем вечернем небе. Да, полёт – это то, к чему всегда стремилось человечество. А умение летать делает пилотов людьми избранными, недосягаемыми, достойными восхищения.

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×